США vs Шуша Победил разум
Дипломатическая деятельность западных держав в Азербайджане поражает неожиданными поворотами сюжета. Вот, например, только мы начали привыкать к отсутствию посла Франции мадам Буайон, как она тут как тут, вернулась. Напомним, что Париж несколько недель назад отозвал ее для консультаций. Как известно, такого рода консультации могут длиться достаточно долго, и эта пауза призвана сообщить о глубоком неудовольствии аккредитующей стороны действиями страны пребывания посла. Однако французы поспешили завершить паузу, решив, очевидно, что солнце в столице Азербайджана от отсутствия madame ambassadrice меньше светить не стало.
Что-то похожее произошло и с представителем США. Даже, пожалуй, американцы переплюнули французов в драматическом искусстве — как в нагнетании саспенса, так и в развязке сюжета, дающего особо впечатлительным людям даже что-то вроде катарсиса.
Напомним, как все происходило.
В течение очень долгого времени в азербайджанской экспертной и медиа-среде все задавались вопросом: почему послы США не едут в освобожденную Шушу? А буквально три дня назад нынешний посол Марк Либби поделился в интервью «Радио Свобода» такой мыслью: «Понятно, что возвращенные территории немного разные. Нужна еще большая координация. Однако я не хочу быть участником какого-то шоу, организованного где-то. Поэтому, когда придет время сделать это, я сделаю это».
В этом пассаже что ни слово, то конфуз. Что значит «возвращенные территории?», что значит «немного разные» и что значит «организованное кем-то шоу»? Кажется, именно так решил охарактеризовать посол США организуемые официальным Баку поездки представителей аккредитованных в Азербайджане дипломатов в Шушу.
Не будем долго на этом останавливаться. Об этих словах посла писали уже немало, в том числе и наш сайт. Добавим лишь, что на самом деле посол проявил недопустимые высказывания не только в адрес Баку, но и всех стран, чьи дипломатические представители ездили в Шушу в составе больших делегаций. Получается, что американский дипломат, во-первых, считает своих коллег из других посольств участниками какого-то шоу, а во-вторых, не хочет разделять с коллегами компанию и дорогу, пусть и комфортную. Между тем в этой реакции господина Либби считывалось и раздражение от бессилия. Понимая, что избежать поездки становится все труднее и труднее, посол, не в силах изменить суть вызова, решил изменить его форму — он, мол, поедет туда, когда сам захочет, а не когда этого захочет Баку. Всё, чем в этой ситуации смог потешить себя Либби, — это свободным выбором времени посещения, то есть он как бы запрограммировал нас на некоторое ожидание. Не скажу, что мы попались в эту ловушку. Было ясно, что Либби скоро поедет. Однако мы думали, что он хотя бы неделю продержится после того интервью «Радио Свобода».
И вдруг что же мы видим — не успели мы толком протереть глаза после воскресного сна, как видим фото господина посла с сияющей улыбкой, сделанное не где-нибудь, а в культурной столице нашей страны, Шуше. Ну что ж, дело сделано, неловкая ситуация преодолена, и пора переворачивать страницу. При этом стоит заметить, что в этой ситуации именно Азербайджан проявлял мудрость и терпение. С момента освобождения Шуши прошло уже три с половиной года. Чем дольше, тем неприличнее становилось нежелание дипредставителей некоторых стран посещать этот азербайджанский город. В Вашингтоне поняли, что дальнейшее затягивание в этом вопросе просто сведет взаимодействие между США и Азербайджаном до минимального уровня. А это, в свою очередь, означало бы, что Белый дом оказался в проигрышном положении перед Россией, Ираном, Великобританией и даже Европейским союзом и Германией. Брюссель и Берлин, кстати, несмотря на старания Парижа, пытаются оформить собственные отношения с Баку.
Вашингтон не мог позволить себе роскошь оказаться вне региональных событий и решил вскочить на подножку уносящегося прочь поезда. Американцы очень опасались разделить судьбу французов. Это опасение было настолько сильным, что американцы вынуждены были поручить послу совершить эту поездку до ноября этого года, то есть до президентских выборов в США. Ведь не секрет, что одной из причин долгого игнорирования поездок в Шушу является нежелание демократической администрации потерять голоса армянской диаспоры. В последний момент в Вашингтоне решили, что Азербайджан как партнер важнее, чем армяне как голоса. Это, кстати, тот интересный случай, когда государственные интересы у демократов взяли верх над партийными. И это, с одной стороны, хорошо характеризует демократов, а с другой — еще раз доказывает важность Азербайджана в современной мировой политике.