«Страны БРИКС не могли не поддержать климатические инициативы Баку» Петров и Корганбаев на Caliber.Az
Участие президента Азербайджана Ильхама Алиева в саммите БРИКС – безусловно, одно из главных событий в политической повестке октября. Есть еще один важный момент – в итоговой декларации саммита БРИКС выражена приверженность успешному проведению в Баку COP29.
Чем важны итоги саммита для Азербайджана и Турции? Почему страны БРИКС поддержали инициативу Азербайджана по активизации борьбы с изменением климата? С этими вопросами корреспондент Caliber.Az обратился к зарубежным политологам.
Как считает заместитель генерального директора информагентства «Вестник Кавказа», российский политолог Андрей Петров, очень важно то, что государства БРИКС в итоговой декларации не только выразили поддержку проведению COP29 в Азербайджане, но и заявили об ожидании реализации азербайджанской инициативы о финансировании развивающихся государств в борьбе с климатическими изменениями. Очень важно, по его мнению, что Азербайджан не только получил право на проведение COP29, но и выступает с собственными инициативами – это мировое сообщество видит и примечает.
«В мире сейчас сложилась такая практика, что климатическая повестка как бы узурпирована странами Запада. Они вводят свои правила, свои ограничения и распространяют их на весь мир. А страны БРИКС по инициативе Азербайджана запускают процесс балансировки климатической повестки. Потому что это не только дело одних западных стран, не только они сталкиваются с проблемами этого порядка и не только они с ними борются. Так что Западу нечего перетягивать одеяло на себя в управлении и модерации самых важных решений в этой сфере. И потому инициатива Азербайджана о создании специального фонда, который будет выделять деньги слаборазвитым странам для решения экологических проблем, очень важна. Потому что если богатые страны требуют от бедных стран, чтобы они что-то делали, но при этом не помогают, хотя и должны, то, конечно, никакого продвижения вперед не произойдет. Поэтому было вполне ожидаемо, что эту инициативу БРИКС поддержит: потому что более крупные страны, как и более мелкие, заинтересованы в том, чтобы эта ребалансировка произошла, чтобы здесь, как и в других сферах, было обеспечено равенство», — заметил политолог.
По его словам, хотя говорят, что БРИКС — экономическое объединение, хочется отметить специфику Азербайджана, находящегося на пути вступления в ряды этой организации, что говорит сама за себя.
«Как известно, Азербайджан предпочитает выстраивать со всеми странами двухсторонние отношения и крайне аккуратно выбирает международные структуры, в которых он может состоять, учитывая и важность обязательств каждого такого членства. Поэтому эта избирательность и выбор Азербайджана в сторону БРИКС как раз является очень показательным явлением в мире большой политики. Что позволяет судить о том, насколько БРИКС является как актуальным, так и привлекательным для многих стран объединением, если подобный выбор делает Азербайджан», — подчеркнул А. Петров.
В то же время, как полагает кыргызский аналитик-международник Медербек Корганбаев, Кыргызстан присматривается к БРИКС, потому что направления и виды сотрудничества в рамках БРИКС привлекают официальный Бишкек. В этом смысле Кыргызстан обладает определенным потенциалом: это возможность предоставления своей территории для строительства железной дороги Центральная Азия — Китай, реализация инвестиционных проектов и экспорт товаров. А вероятное присоединение Турции и Азербайджана к БРИКС напрямую говорит о расширении влияния тюркского мира.
«Место проведения встречи участников и потенциальных партнеров БРИКС также символично, ведь город Казань — это столица тюркоязычной республики — Татарстана в составе Российской Федерации. Турция и Азербайджан являются важнейшими политическими и экономическими партнерами стран-участниц БРИКС. Анкаре и Баку есть что предложить членам БРИКС, Турция и Азербайджан обладают потенциалом для развития и укрепления данного торгово-экономического блока. На сегодня в составе БРИКС присутствуют 9 государств — Бразилия, Россия, Китай, Индия, Эфиопия, ОАЭ, Иран, Египет и ЮАР. В случае одобрения вступления, Турция и Азербайджан станут первыми тюркскими государствами в БРИКС. Я считаю, что, учитывая геополитическое и экономическое значение Анкары и Баку, важно как можно быстрее принять тюркоязычных региональных игроков в структуру БРИКС. Турция и Азербайджан представляют собой крупные транспортно-логистические центры с устойчивыми экономиками и политическим устройством. Вступление этих стран в БРИКС принесет пользу всем участникам данного объединения в политическом и экономическом направлениях.
Следует отметить, что главы стран — участниц БРИКС во время саммита в Казани выразили поддержку проведению в Баку COP29, это свидетельствует о значимости Азербайджана в глазах членов БРИКС и сигнал о стремлении БРИКС видеть Баку своим партнером. Уважение БРИКС к Баку является результатом мудрой внешней стратегии развития Азербайджана. Стоит отметить, что наряду с БРИКС, ШОС также желает видеть Азербайджан в кругу членов шанхайской организации», — резюмировал М. Корганбаев.