Тревожный шелест кленовых листьев Антипод Трампа под боком у США
Правящая Либеральная партия Канады под руководством действующего премьер-министра Марка Карни одержала победу на внеочередных выборах, получив достаточное количество мест в парламенте для формирования правительства.
Очередные парламентские выборы в стране кленового листа должны были состояться в октябре этого года, если бы не правительственный кризис, потрясший Канаду. Причина кризиса, в свою очередь, кроется в экономической рецессии, переживаемой страной последние годы. Рост инфляции, увеличение налогов и бюджетных дефицитов, безработица – вот лишь часть негативных явлений, вменяемых обществом правящей партии. Как следствие, в январе этого года предыдущий премьер Джастин Трюдо, больше озабоченный цветовой гаммой своих носков, чем состоянием дел в родной стране, покинул пост председателя Либеральной партии, а в марте уступил место премьера новоизбранному лидеру либералов Марку Карни.
Несмотря на харизматичный образ нового премьера, его партии сулили поражение – настолько опустился рейтинг либералов на фоне недовольства населения их экономической политикой. В январе этого года Консервативная партия во главе с Пьером Пуальевром опережала их на целых двадцать пунктов. И они, вероятно, победили бы, если бы на помощь либералам не пришел их идейный противник… Дональд Трамп.
Пуальевр и так приобрел реноме «канадского Трампа», что до поры до времени только способствовало росту его популярности – ассоциации с последним проводились в допустимой для момента плоскости: антимиграционные лозунги, обещание сокращения расходов, жесткий стиль, то есть не затрагивали экзистенциальных чувств канадцев.
Тут, однако, победивший на выборах Трамп, едва успев переступить порог Белого дома, возьми да и объяви притязания на Канаду и стремление превратить это государство в 51-й штат США. С тех пор Трамп повторял эти претензии с завидным постоянством, не делая исключения для чувствительного предвыборного периода в Канаде. Даже наоборот, с наивной уверенностью стал откровенно поддерживать консервативного кандидата, заявив, что одобрил бы кандидатуру Пуальевра на должность канадского премьера, поскольку их позиции близки. Он обозначил выборы как битву за умы канадцев, призвав избрать лидера, который «вдвое снизит налоги и увеличит военную мощь до высот», намекнув, что Канада могла бы стать 51-м штатом США.
Это было огромной тактической ошибкой Трампа, которая практически определила результаты выборов – после этого заявления кандидатура Пуальевра стала прочно ассоциироваться не только с манерой Трампа, но и его планами относительно Канады, и многие жители этой страны потянулись к урнам и проголосовали за либералов не из симпатии к Карни, а из чувства протеста к американскому лидеру. И это при том, что сам Пуальевр демонстративно критиковал Трампа, всячески пытаясь доказать, что «он не со мной».
Трамп искренне рассчитывал, что утомленные либеральной вакханалией канадцы готовы если не войти в состав США, то, по крайней мере, избрать правительство, которое станет клоном администрации Трампа, ведущее страну в фарватере Вашингтона. Странно, что он не учел такой психологический фактор, как национальная гордость. Люди, как правило, склонны жертвовать благополучием перед лицом опасности, грозящей их достоинству.
В итоге получилось прямо как в культовой советской комедии: «Тот, кто нам мешает, нам поможет».
С другой стороны, Марк Карни, бывший глава Банка Канады и Банка Англии, харизматичный и расчетливый политик, идеально вписался в роль антипода Трампа. Он смог повернуть антиамериканские настроения, вызванные, кстати, не только территориальными претензиями, но и введенными против Канады торговыми пошлинами, в свою пользу. В результате Канада еще на четыре года получила правление либералов, партии, которая за предыдущие 10 лет уже доказала свою неэффективность. Правда, есть еще роль личности в истории, я имею в виду Карни, который, возможно, сможет откорректировать экономический курс страны.
Пока же Канада ликует. И, необходимо добавить, не меньше Канады ликует правящая элита Старого Света, для которой победа либералов в Канаде стала первым реваншем над Трампом, первой успешной либеральной реакцией против консервативной революции, объявленной американцами. Урсула фон дер Ляйен прямо заявила, что Канада — надежный союзник Европы в борьбе за «справедливую торговлю». Очевидно, подразумевается: справедливую — в отличие от той, какую предлагает Белый дом.
Особое наслаждение фон дер Ляйен и Ко, надо полагать, доставляет то обстоятельство, что удар был нанесен аккурат к исполнению Трампом 100 дней своих президентских обязанностей – этот срок считается символическим, когда принято подводить первые итоги деятельности новой администрации и выносить первые вердикты ее эффективности. Особую болезненность этому удару придает то, что он случился на американской, в широком смысле слова, территории.