Тусклый Старый Свет Европейский Союз заплутал впотьмах
Заявления разных представителей ЕС о новом обострении армяно-азербайджанских отношений, вернее, нескрываемая проармянская позиция большинства из них, наталкивают на мысль, что эта структура шагает не совсем в ногу со временем.
Баку обладает безусловной легитимностью в вопросе реинтеграции армянской общины Карабаха. Азербайджан обладает мощной армией, которая закрепляет его правоту. К тому же, наша страна связана стратегическими отношениями с целым рядом центров силы, включая ЕС. Несмотря на эту реальность, европейцы все еще не готовы признать очевидное: Карабах – это Азербайджан. Хотя армяно-азербайджанский конфликт, безусловно, предоставил ЕС возможность проявить волю и показать себя независимым игроком, способным благотворно влиять на сложные проблемы и вне традиционной Европы.
Шарль Мишель, очевидно будучи одним из тех, кто в Брюсселе обладает здравым смыслом и умением взвешенно подходить к ситуации, честно пытался направить процесс в рамки международного права. Позиция ЕС какое-то время развивалась по восходящей - к полному признанию суверенитета Азербайджана над Карабахским регионом. Однако инициативы председателя Евросовета разбились о цинизм, лицемерие, да и просто недалекость проармянской европейской элиты, возглавляемой Парижем. Кстати, в этом есть какой-то парадокс: именно позиция Парижа в своей постоянной и оголтелой антиазербайджанской сути оказалось наиболее последовательной и искренней.
В то же время действия Франции показали, что она нисколько не способна мыслить коллегиально и все ее инициативы относительно субъектности ЕС гроша ломаного не стоят. Если же добавить сюда давление Соединенных Штатов, то роль Евросоюза в постконфликтном урегулировании на Южном Кавказе стала вопиющим примером отсутствия механизмов реализации независимой внешней политики.
К сожалению, вся принципиальность объединенной Европы снова свелась к поддержке древних армянских нарративов. Европейцы вновь попали в капкан, который сами же и расставили. Так же, как в свое время «многострадальность первого христианского народа» стала индульгенцией на оккупацию и этнические чистки азербайджанцев, сегодня суверенитет тюркского государства воспринимается с должным уважением только до тех пор, пока не «входит в противоречие» с интересами армян. Можно сказать, что Брюссель пожертвовал своей репутацией ради вороха артефактов, плесневеющих в сырых и вонючих подвалах армянского проекта. То есть мог выбрать жизнь, но выбрал смерть. Анджей Каспршик, в окружении хмурых коренастых армян уныло глазеющий в бинокль в сторону Азербайджана – и есть образ цивилизационного бессилия Старого Света.
В итоге больше всего проиграли сами европейцы. Они потеряли шанс приобрести репутационные бонусы. Упустили возможность доказать, что способны влиять на процессы вне традиционных границ Европы. Наконец, утратили доверие Азербайджана. Но Баку и без посредников будет добиваться мира и стабильности в регионе, в том числе и за счет реинтеграции карабахских армян. И разумеется, ЕС не пойдет настолько далеко, чтобы налагать на нашу страну какие-то санкции (кстати, недавно какой-то выскочка-евродепутат французского происхождения пытался нам этим угрожать). Во-первых, на это нет абсолютно никаких юридических оснований, а во-вторых, Азербайджан является важным поставщиком углеводородов, особенно природного газа на европейские рынки.
Есть еще Великобритания, которая хоть и позволяет себе для создания картины мнимой солидарности с Европой (и, конечно же, с США) выпады в адрес Баку посредством медиакорпорации BBC, тем не менее стабильно поддерживает суверенитет Азербайджана. Кстати, несколько субъективных мыслей по поводу Брекзита. Лично у меня создается впечатление, что с уходом британцев ЕС ментально обеднел. Именно их присутствие придавало структуре какой-то объем, многообразность и даже лоск. Без Соединенного Королевства Европейский Союз стал провинциальным сельским клубом, этаким бюргерским междусобойчиком.
Кроме того, есть и другая Европа. Она пока не оформлена институционально, но ее голос все громче. Это Европа действия, независимости и свободы. Это видно на примере Венгрии. В то время как Брюссель боится заикнуться о необходимости реинтеграции армян в азербайджанское государство, Будапешт строго осуждает армянский сепаратизм и принимает активное участие в восстановлении освобожденных территорий.
Европа - это больше, чем ЕС. И Азербайджан умеет работать с Европой.