Тюркский фактор в сердце Европы Турция-Венгрия: вместе к большому плану
Официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Венгрию, состоявшийся 18 декабря по приглашению премьер-министра Виктора Орбана, оказался весьма насыщенным. В частности, между двумя странами было подписано 17 соглашений о сотрудничестве. Интересно, что Эрдоган и Орбан сделали друг другу интересные подарки. Так, премьер-министр Венгрии подарил президенту Турции коня по кличке Аристократ, а в ответ получил от Эрдогана электрокар турецкого производства.
«Подарок от одной конной нации другой конной нации: Аристократ, жеребец породы нониус конного завода Мезёхедьеш», - написал Орбан о подарке Эрдогану в соцсетях, разместив фотографию президента Турции с конем. Позже премьер Венгрии выложил еще одно фото, но уже с новым автомобилем.
Между тем, нынешний визит турецкого лидера в Венгрию скорее запомнится еще одним историческим признанием Виктора Орбана.
«Мы, венгры, потеряли прошлое столетие. Никто в Европе не потерял предыдущее столетие в такой степени, как мы, венгры. Наш план, господин президент, рассчитан на XXI век. Мы должны его выиграть, и для этого мы ищем союзников. Большой план заключается в том, чтобы турки и венгры вместе стали победителями в XXI веке», - сказал Орбан, напомнив, что товарооборот между Венгрией и Турцией достиг почти $4 млрд в год, а цель состоит в том, чтобы довести его до $6 млрд в год.
«Турция важна для Венгрии, потому что венгерская безопасность невозможна без Турции», - подчеркнул Орбан, озвучив, пожалуй, самый важный тезис, подтверждающий единство целей и общность интересов Анкары и Будапешта.
Напомним, что сегодня в Венгрии работают около 500 турецких предприятий, а в Турции - 100 венгерских. При этом в 2024 году Венгрия планирует начать закупку газа, добываемого непосредственно в Турции и в этой связи между венгерской энергетической компанией MVM и турецкой Botas уже достигнута соответствующая договоренность.
В свою очередь глава турецкого государства особо отметил тот факт, что благодаря совместной политической декларации, двусторонние отношения между Турцией и Венгрией поднялись с уровня стратегического партнерства до уровня расширенного стратегического партнерства.
Вместе с тем, учитывая дружеские отношения между Венгрией и Турцией, а также личные тесные контакты лидеров обеих стран, стоит отметить следующий важный нюанс. Помимо торгово-экономических связей, которые, как правило, играют первостепенную роль в выстраивании двусторонних межгосударственных отношений, для Венгрии особую значимость представляет тюркский фактор, на что отчетливо указывает сближение этого европейского государства со странами тюркского мира. Показательным в этом смысле является тот факт, что в Организации тюркских государств Венгрия участвует в качестве наблюдателя. И, возможно, это своего рода месседж Европейскому Союзу о том, что ЕС не единственный и не безальтернативный путь для Венгрии, и что она в состоянии найти союзников в том числе и за рамками ЕС.
Кстати, Орбан - главный сторонник теории тюркского происхождения своей нации. Венгров он называет «кыпчакскими тюрками». К слову, в августе прошлого года в Венгрии прошел «Великий съезд гунно-тюркских народов», организованный венгерским фондом «Туран». Это мероприятие проводится раз в два года с целью объединения народов тюркского происхождения. Уместно отметить в этом контексте отрывок из речи президента Совета аксаккалов ОТГ Бинали Йылдырыма, произнесенной им на этом съезде, о том, что в 16-м и 17-м веках предки тюркских и венгерских общин дружно жили на одной территории.
«Между Венгрией и Турцией существуют особые отношения. Могила Сулеймана Великолепного находится здесь. Могила Абдуррахмана-паши находится в замке Будин», - сказал Йылдырым.
На том же мероприятии была озвучена и другая любопытная информация. Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (TÜRKPA) Мехмет Сурейя Эр заявил, что лидер-основатель Турецкой Республики, первый президент Турции Ататюрк, в 1934 году принимая верительную грамоту венгерского посла, сказал: «Если бы эти два народа - турки и венгры, сознавали свое братство, если бы в определенный период истории сошлись и осознали свое родство, история Восточной Европы была бы совсем другой. Лучше поздно, чем никогда».
Сегодня, наблюдая за тем, как в самом центре Европы именно Венгрия является единственной страной, которая открыто демонстрирует свою приверженность ценностям Турана, не остается никаких сомнений в правоте Ататюрка.