Вашингтонские переговоры под прицелом армянской оппозиции Что за шум, а драки нет?
Еще не стали достоянием общественности даже предварительные результаты начавшегося накануне в Вашингтоне очередного раунда армяно-азербайджанских переговоров на уровне министров иностранных дел, а в армянском парламенте уже успели устроить по этому поводу скандал.
Так, депутат от кочаряновской фракции «Армения» Гегам Манукян поднял вопрос о целесообразности присутствия в армянской делегации вице-спикера Нацсобрания Рубена Рубиняна. Известно, что Рубинян также является специальным представителем Армении по урегулировании армяно-турецких отношений. «Вопрос: при каких обстоятельствах, с какой целью и в каком статусе Рубен Рубинян участвует в вашингтонских переговорах глав МИД Армении и Азербайджана? Включены ли армяно-турецкие отношения в армяно-азербайджанские переговоры и взаимосвязаны ли эти два вопроса?» – поинтересовался Манукян.
Запутанная история, сказал бы доктор Ватсон. Трудно проследить логику в подобных заявлениях. Они настолько абсурдны, что даже неясно, с какой стороны взяться за их разбор.
«Увязывают ли власти Армении «урегулирования» армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, то есть подчиняются ли они очередному турецкому предусловию? Турки еще с 1991-92 годов твердят, что армяно-турецкие отношения не могут быть нормализованы до тех пор, пока не будут «урегулированы» армяно-азербайджанские отношения…мы видим, что власти Армении в очередной раз уступили требованиям Турции», продолжает накручивать спираль абсурда соратник Манукяна по фракции Артур Хачатрян.
Давайте пойдем от противного. Не исключается, что по итогам переговоров в Вашингтоне стороны могут принять некое заявление. Переговоры проходят между двумя странами, соответственно, говориться в нем будет о вопросах двусторонних отношений. Турция в нем априори не может упоминаться. Даже если у Турции есть некое очень жесткое условие, которое гипотетически «не нужно» Азербайджану, оно в любом случае будет вписываться в формат армяно-азербайджанского урегулирования. Ну не может Азербайджан по определению подписываться под чем-то от имени Турции. Мы один народ, но все же два государства. И даже в таком случае, армянским депутатам остается только радоваться, что с их стороны будет переговорщик, хорошо знакомый с Турцией. В таком случае армянские депутаты должны лишь приветствовать присутствие Рубиняна на переговорах.
Возможно, в атаке на Рубиняна депутаты также движимы следующей логикой - он заинтересован в нормализации отношений с Турцией (по мнению оппозиции), а значит, он будет предавать на переговорах интересы Армении. Но позвольте, если Рубинян выполняет заказ «предательского» правительства, то что мешает этому правительству «уступить турецким требованиям» с другим составом делегации? Напротив, присутствие на переговорах человека, хорошо знакомого с Турцией, может только усилить позиции Армении. Это также не тот случай, когда внутри делегации может быть какой-то конфликт интересов. Рубинян, как на переговорах с Турцией, так и с Азербайджаном представляет власти Армении, и по определению должен защищать интересы Армении. По логике оппонентов, если премьер-министр Армении ведет переговоры с Азербайджаном, то он не имеет права встречаться с президентом Турции?
Если абстрагироваться от демагогии оппозиционных армянских депутатов и посмотреть на вопрос шире, то Турция никогда не скрывала, что согласует с Баку все свои действия по нормализации отношений с Арменией, что естественным образом отражается на более широком контексте урегулирования отношений Еревана с соседями. От этого контекста не удавалось избавиться ни одному лидеру Армении. Армянам, конечно, хотелось бы развести эти два вопроса по разным углам. Напомним, что еще в конце 90-х годов, по свежим следам оккупации, армянские дипломаты безуспешно пытались посредством тех же Штатов уговорить Турцию открыть границу с Арменией. Открытие сухопутной границы естественно необходимо Армении для диверсификации внешней торговли. Словом, Турция уже пошла навстречу Армении, открыв с ней авиасообщение. Однако объем грузовых авиаперевозок невелик, к тому же они более затратны по сравнению с наземными. Для решения вопроса диверсификации необходимо системное решение — разблокирование транспортных коммуникаций. Турция от такого разблокирования также выиграет. Однако принципиальная поддержка Турцией Азербайджана не позволяет ей пойти на компромисс со страной, до сих пор не признающей (юридически и фактически) территориальную целостность ее стратегического союзника.
Таким образом, налицо стремление оппозиции раздуть пожар из воздуха. Учитывая источник возмущения – кочаряновский блок «Армения», можно догадаться, что его кураторы, ревностно следящие за посредничеством Белого дома, стремятся использовать любой повод, чтобы вызвать в армянском обществе недоверие к ожидаемым результатам переговоров. С другой стороны, странно то, что критика направлена не на сам факт переговоров, а именно на второстепенные детали. Таким образом армянская оппозиция невольно демонстрирует, что общество в целом поддерживает факт переговоров и не нашла ничего лучше, чем указать на подвох в неких деталях, в которых, предполагаемо, прячется дьявол.
Однако, как и во всем прочем, армянские политики и здесь сели в лужу.