Война - триггер для золотого бума Обзор Caliber.Az
Начавшаяся в субботу беспрецедентная по масштабам атака боевиков палестинской группировки ХАМАС на территорию Израиля, по мнению аналитиков, заметно увеличила геополитические риски в обширном регионе Ближнего Востока. Угроза расширения войны стимулирует покупку золота - традиционного актива-убежища, а также долларов и казначейских облигаций США. В то же время спрос на золото в целях хеджирования рисков поддерживается давлением на мировые резервные валюты из-за инфляции и рецессии в экономиках ЕС и США, кризисных процессов в банковском секторе и «пузырей» на фондовых рынках ряда стран Азии. Не исключено, что глобальный спрос на драгметаллы сохранится сравнительно долго: это сулит производителям драгметаллов, в том числе и Азербайджану, устойчивый рост доходов.
Отслеживая ситуацию на рынке драгметаллов в последние годы, следует отметить, что в постпандемический период - в 2021 году золото существенно не прибавляло в стоимости, так как на фоне подъема экономики инвесторы нашли более доходные инструменты в качестве защиты от роста цен – вложения в недвижимость, акции, сырье, криптовалюту. Однако в связи с военным конфликтом России и Украины уже в первой трети 2022 года началась череда кризисов - энергетического, сырьевого, продовольственного, обернувшихся высокой инфляцией, и перечисленные выше виды активов прекратили рост, поэтому интересы инвесторов вновь сместились к «вечному» металлу.
Золото исторически хорошо себя зарекомендовало в условиях гиперинфляции. Более того, даже в периоды, когда инфляция немногим превышала 3%, цена золота увеличивалась в среднем на 14%. Ну а в прошлом году последствия разбалансировки традиционных монетарных механизмов стали ощущаться сильнее, и это обернулось небывалым ростом цен в США, ЕС, других развитых странах мира, достигавших в ряде случаев двузначных цифр. Тенденция роста цен в ведущих экономиках мира через механизмы импортируемой инфляции затронула всю мировую периферию, однако жесткие монетарные контрмеры ведущих Центробанков мира позволили избежать катастрофы масштабов 1973-го года, когда в период глобального энергетического кризиса обрушилась Бреттон-Вудская система с ее фиксированной привязкой доллара к золоту, что привело к многократному росту цен на желтый металл.
Цена на золото и иные драгметаллы росла как в 2022, так и в первой трети текущего года: исторический максимум был зафиксирован в мае 2023 года на уровне $2073 за тройскую унцию. Однако с июня по начало октября текущего года наметился спад цен на золото в силу ожидания дальнейших повышений процентных ставок ведущими Центробанками мира, а также замедления инфляции и укрепления курса доллара и доходности обязательств по американскому госдолгу и т.д. Так, к минувшей пятнице цены снизились до $1810,5 за тройскую унцию.
Тем не менее нападение боевиков группировки ХАМАС на Израиль может сыграть роль триггера, усиливающего спрос на защитные активы, такие как золото. В частности, согласно оценкам экспертов Reuters, возросшие на фоне войны на Ближнем Востоке геополитические риски могут увеличить покупку таких активов, как золото и доллар, а также обеспечить спрос на казначейские облигации США, которые в последнее время активно распродавались. «Золото — идеальное средство защиты от международной нестабильности, при этом доллар тоже окажется в выигрышном положении. Фьючерсы на американские акции снизились, в то время как сырая нефть, золото и казначейские облигации пошли в рост: этот пример показывает, почему необходимо держать золото в инвестиционных портфелях, это идеальная защита от международных потрясений», - полагает главный рыночный экономист Spartan Capital Securities Питер Кардилло.
Уже к понедельнику цены на золото отскочили от семимесячного минимума, и, хотя был зафиксирован рост всего на один процент до $1850 за тройскую унцию, главное удалось обратить вспять понижательное давление на желтый металл, оказываемое в последний период усилиями ФРС на укрепление монетарной политики.
Некоторые эксперты полагают, что инвесторы не станут в значительной мере вкладываться в золото, когда доходность казначейских облигаций США растет. Золото оптимально в качестве резервов Центробанков и иных государственных фондов, но является низкодоходным активом, однако спрос инвесторов на драгоценный металл резко увеличивается во времена неопределенности. «Ключевой вопрос заключается в том, насколько продолжительны эти притоки капитала в защитный актив, что зависит от того, представляет ли насилие на Ближнем Востоке тектонический сдвиг в геополитике или нет. Нефть выросла, поскольку конфликт угрожал усилить напряженность в регионе, откуда исходит почти треть мировых поставок. Иена и доллар — обе валюты-убежища — также укрепились», - полагает эксперт Норберт Рюкер из Julius Baer.
В свою очередь аналитик исследовательской фирмы Fat Prophets Дэвид Леннокс полагает, что военный конфликт в Израиле добавил лишь небольшую премию к золоту, больший прирост произойдет только в случае гораздо более существенной эскалации во всем регионе.
Такое стечение обстоятельств вполне возможно, учитывая остроту нынешней арабо-израильской войны, и угрозу расширения этого конфликта с вовлечением других региональных игроков. Не меньшую напряженность создает разрастающийся с новой силой российско-украинский конфликт. В свою очередь продолжающиеся рецессия и замедление экономики в ведущих странах мира со временем вынудят Центробанки снизить уровень учетных ставок, что вновь раскрутит маховик инфляции, расширив зону финансовых рисков, подталкивая инвесторов, частных лиц и Центробанки увеличивать долю золота в своих резервах. Поэтому сегодня немалая часть аналитиков прогнозирует рост цен на золото: ожидается, что драгметалл обновит исторический максимум — в начале 2024 года курс может превысить $2300. В 2025 - 2030 годах цена драгметалла продолжит расти, по оптимистичным прогнозам, курс превысит $3000.
Эти обстоятельства также вынуждают нашу страну диверсифицировать свои золотовалютные резервы. В частности, с учетом высоких рисков для инвестиционного портфеля из-за негативных процессов в мировой экономике и финансовых рынках, Госнефтефонд (SOFAZ) увеличил долю золота с прошлогодних 13,1% до 13,9% от совокупных активов. В итоге к началу текущего года в SOFAZ было зарезервировано около 101,8 тонн золота.
С другой стороны, на внутреннем рынке Азербайджана доходы от продажи золота и серебра (в основном ЗАО обеспечиваются по линии «AzerGold») в январе-сентябре текущего года составили 15, 825 млн манатов, что на 88% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В то же время перспективы дальнейшего роста цен на драгметаллы сулят Азербайджану, расширяющему разведку и освоение новых месторождений, устойчивый рост экспортных доходов. Под восходящий рыночный тренд намерены подстроиться и действующие в горнорудном сегменте азербайджанской экономики компании - Anglo Asian Mining (ААМ) и государственное ЗАО AzerGold, планирующие расширить разведку, нарастить добычу золотоносной руды на новых месторождениях и ее переработку с применением современных технологий.
Согласно прогнозам на 2023 год, госкомпания AzerGold планировала обеспечить производство «желтого» металла в пределах 62,5 тысяч унций золота. Несмотря на то, что на разрабатываемом госкомпанией месторождении «Човдар» в настоящее время ведется добыча руды более низкого обогащения, до конца года планируется обеспечить установленные годовые цели по добыче и экспорту.
В свою очередь, британская золотодобывающая компания ААМ планирует приступить к началу добычи на крупном месторождении золота и меди «Гилар» на западе Азербайджана в первом квартале 2024 года.
Ускорение и углубление работ на месторождениях - крайне важный момент, так как за семь месяцев текущего года экспорт азербайджанского золота на мировые рынки сократился на 27%, составив чуть более 1,550 тонн. Тем самым с учетом прогнозов роста цен на золото в будущем и последующие годы, отечественные золотодобывающие компании смогут нагнать добычу к моменту пиковых показателей цен на драгметаллы.