Закон об иноагентах: поворотный пункт для Грузии Нодиа и Сихарулидзе на Caliber.Az
Последние дни Грузию серьезно штормит: протесты против принятия закона об иноагентах принимают нешуточный характер. Закон «О прозрачности иностранного влияния», безусловно, стал своеобразным яблоком раздора для грузинского общества, и, по мнению ряда аналитиков, о мирном консенсусе по вопросу его принятия в Грузии говорить точно не приходится.
А что думают о политической ситуации в стране грузинские политологи? Как, по их мнению, события будут развиваться дальше?
Так, по мнению грузинского политолога, экс-министра образования и науки Грузии, директора Кавказского института мира, демократии и развития Гии Нодиа, градус протестов повысило выступление Бидзины Иванишвили на митинге в Тбилиси 29 апреля. Как отметил он в беседе с Caliber.Аz, заявление Иванишвили стоит оценивать как неоднозначное.
«Выступление было, по сути, весьма агрессивное, с этакой заявкой, скажем так, на диктатуру. И если Иванишвили открыто и не заявлял о пророссийском курсе Грузии, но по сути было объявлено о разрыве с Западом, и вместе с тем очевидно, что глава правящей партии ни на какие компромиссы идти не собирается. Поэтому на следующий день, то есть вчера, 30 апреля, видимо, исходя из позиции Иванишвили, полиция решила весьма жестко разобраться с демонстрантами, чтобы обрубить на корню все протестные настроения. Но вышло, скорее, наоборот: не выдержав столкновений с массами, полиция отошла, а демонстранты остались и продолжили протесты, по крайней мере, до утра. Так что на данном этапе психологическая победа скорее на стороне демонстрантов.
Как все будет развиваться дальше, сказать наверняка нельзя, конечно, хотелось бы, чтобы все протесты проходили мирно. Но, на мой взгляд, для этого необходимо, чтобы правительство пошло на компромисс, притом речь не идет о полумерах, закон об иноагентах лучше отозвать. Сегодняшний день тоже может быть очень сложным, многое зависит от того, как поведет себя правительство.
С другой стороны, вполне очевидно, что настроения у протестующих тоже весьма радикальны, и даже если закон будет отозван, то это не значит, что все закончится, могут прозвучать и другие требования. И не стоит забывать, что год назад правительство уже выносило этот же закон об иноагентах на голосование, однако он был отозван из-за сопротивления общества. Основной контингент протестующих, кстати, — это молодежь, многие из которых даже не связаны с какими-то политическими силами в Грузии.
На мой взгляд, то, что происходит сейчас, — это поворотный пункт для Грузии, потому что все происходящее говорит об укреплении диктатуры правящей партии в лице Бидзины Иванишвили, либо это путь к смене власти. Так что всё очень серьезно», — подчеркнул Г. Нодиа.
В то же время, как считает другой грузинский политолог, основатель научно-исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе, ситуация в Грузии в целом стабильная.
«Обычно в Грузии перед выборами идут политические баталии, а на данный момент речь идет именно о политическом противостоянии, происходят митинги. Как мне кажется, протестные митинги были намечены еще на октябрь, ноябрь, декабрь прошлого года, но идея провалилась, потому что оппозиция не смогла собрать под свои знамена нужное число электората. А вот сейчас людей удалось привлечь на волне ажиотажа против скандального закона. Закон о финансировании иноагентов выдвигался еще год назад, и я думаю, что он все-таки будет принят: большинство грузинских политологов, которые не связаны с НКО и европейскими агентствами, на мой взгляд, поддерживают эту идею, потому что внешнее финансирование стало очень масштабным явлением в стране, и этот закон Грузии нужен.
Вчера в Тбилиси произошли столкновения со спецназом и полицией некоторой части митингующих, но это вполне понятно, потому что реальной силы у оппозиции, у тех людей, которые стоят на митингах, попросту нет. Поэтому всенародного массового восстания не произошло, и единственный выход у них в такой ситуации — это пойти на рожон, накаляя ситуацию до такого состояния, чтобы «Грузинская мечта» испугалась и отступила, либо показать обществу факт того, что власти осуществляют насилие над молодежью, и грузинское общество должно восстать.
Однако мне кажется, что закон все-таки будет принят. Потому что в массовом сознании общества НКО, несмотря на некоторые плюсы своей деятельности, рассматриваются как структуры, которым нельзя доверять. По статистическим исследованиям, доверие общества к НКО не превышает 29 процентов, а это даже не треть населения. Для большинства жителей Грузии все эти европейские блага, о которых говорят НКО, пока что недостижимы, так что массового восстания не будет, а правительство, в свою очередь, обладает всеми ресурсами для того, чтобы разобраться с митингующими. Последние хорошо понимают, что если дело дойдет до третьего чтения, то закон примут 17 мая, а этот день в Грузии известен как День семейных ценностей, где будут выступать и митинговать люди с традиционными ценностями. Этих людей гораздо больше, нежели тех, что сейчас бегают с европейскими флагами, и их затея в этот день, безусловно, провалится. А если закон примут, опротестовывать его уже не будет смысла, потому что дальше наступят парламентские каникулы, а в октябре — новые выборы в грузинский парламент, где «Грузинская мечта», вне сомнения, победит», — резюмировал А. Сихарулидзе.