Этот неравный мир: виновны ли успешные в неуспехах других? Размышления Ярослава Осинцева
Вы все, наверно, видели кадры с беженцами из приграничных регионов Беларуси. Воистину, земли исторической Руси не видели такого нашествия арабов со времен полководца Марвана в VIII веке. Согласитесь, непривычно видеть тепло одетых выходцев из Ближнего Востока на фоне березок и елей, которые они ломают на топливо для костров и на изготовление самодельных палаток.
Искатели счастья не хотят ничего ни от Беларуси, ни от Польши - они пытаются через эти страны проникнуть в вожделенную Германию, где в их представлении существует рай для всех - просто «страна Лимония» какая-то. И, как в песне, «волшебный ход» в эту «Лимонию» ведет через государства Восточной Европы.
Тут, конечно же, играет роль большая политика: у нынешней Беларуси непростые отношения с Европой, и пассионарные пилигримы стали всего лишь разменной монетой политиков. Но в более глобальном смысле реальность состоит в том, что по-прежнему массы людей из стран с нестабильной ситуацией пытаются прорваться в тот регион мира, где сытнее и безопаснее.
Кризис с беженцами, ищущими пристанище в Европе, продолжается уже не один год: вспомним, как лет 5 назад беженцы из развороченного «арабской весной» Ближнего Востока прорывались в страны ЕС, переплывая Средиземное море на утлых суденышках, как перебирались через реки и проволоку на турецко-греческой границе. Многие из них гибнут, еще большее число страдает от голода, болезней, и уверен, что почти все испытывают психологические проблемы: от понятного неприязненного отношения населения стран, через которые они вынуждены следовать, до разлуки с близкими и, конечно же, неизвестности. Несколько групп подобных молодых людей, вероятнее всего, из Пакистана, я встречал на востоке Турции. На туристов парни точно не были похожи, они выглядели уставшими и измотанными, спали на лужайках перед автовокзалом, а другая группа и вовсе - в чистом поле, неподалеку от автотрассы.
Фото автора
Нечто подобное имеет место и в Новом Свете - вспомним походы жителей Латинской Америки через Мексику к границам США, их попытки прорваться в эту благополучную страну, вспомним строительство Трампом пограничной стены.
Не от хорошей жизни они решаются на такие вояжи. Страны, откуда эти люди, испытывают непростые времена: во многих из них ведутся войны, носящие религиозный либо клановый характер, и войны эти подпитываются внешними игроками, ощущается серьезная безработица, а зарплаты столь низки, что обитатели этих стран не могут обеспечить себе и близким достойного существования.
Прибавьте к этому высокую рождаемость в странах третьего мира, проблемы с ресурсами, самой острой из которых является проблема с питьевой водой, и поймете, что рожденному там простолюдину, как правило, ничего приятного не светит.
Если честно, то в мире не так много стран, которые могут похвастаться устойчивой политической системой. И, так или иначе, эта устойчивость зиждется на крепком экономическом фундаменте. Социальные проблемы есть везде, даже в таких государствах, как США, но богатые страны имеют возможности нивелировать эти проблемы, в то время как у бедных таких ресурсов нет.
Можно понять беженцев - рыба ищет там, где глубже, а человек - где лучше.
Однако, если взглянуть на проблему с точки зрения граждан стран - успешных членов международного сообщества, то станут понятными и их снобизм, и нежелание впускать к себе чужаков. Почему, к примеру, жителю Берлина должно быть дело до тягот марокканцев или сенегальцев, которые кучкуются в парке? Они, по мнению европейцев, выглядят несимпатично, портят пейзаж, создают угрозу безопасности, и в итоге оказываются дополнительной нагрузкой на немецкий бюджет. Чего греха таить, во многих европейских городах за последние десятилетия возникли обособленные этнические кварталы, по сути, гетто, со своими законами, куда даже полиция опасается заявиться с проверкой.
И недовольных европейцев тоже можно понять. Именно поэтому в Европе второе дыхание получили ультраправые партии.
Интересно было бы заняться размышлениями на тему, а виновны ли сильные мира сего в том, что в целом ряде регионов мира жизнь стала невыносимой?
К примеру, на днях президент России Путин заявил, что европейские страны сами создали условия для притока мигрантов. «Они [страны Запада] сами в этом [кризисе] виноваты. Я сказал, почему: и по политическим, и по военным, и по экономическим соображениям. Сами создали условия того, чтобы тысячи и сотни тысяч людей поехали. А теперь ищут виновных, чтобы снять с себя ответственность за происходящие события», - уверен российский лидер, - передает ТАСС.
Можно ли согласиться с В.Путиным? С одной стороны, если взглянуть в историю, то многие из этих стран прошли через колониальное прошлое, и предпосылки проблем, из-за которых в них возникают кризисы - расовые, этнические, религиозные, клановые - были когда-то заложены именно европейцами, которые там являлись хозяевами. Зачастую в рамках одного новосоздаваемого государства оказывались две этногруппы, ранее имевшие друг с другом натянутые отношения, или же, наоборот, одна такая группа оказывалась разделенной между двумя странами.
Но есть и другая часть правды: а если бы не было Запада, не было Европы, можно бы было гарантировать, что в этих странах царил бы закон, порядок, развивались бы науки, технологии, работали бы механизмы социальной защиты? Сомнительно. А сколько развитые государства по различным международным линиям присылали бедным странам продовольствия, семян, медикаментов, сколько пытались реализовывать программ? Сколько списывали долгов? Не счесть! Но не в коня корм, как говорится.
В любом случае, история не терпит сослагательных наклонений. Истина же, как мне видится, находится где-то посередине: глобализация, а также проникновение в нашу жизнь СМИ резко обозначили пропасть между странами - развитыми и бедными. Несчастные стали острее осознавать свое несчастье и видеть спасение в эмиграции, переселении в более развитые районы мира. То, что происходит в рамках одной страны, и о чем я писал в одной из своих статей, происходит и в глобальном масштабе.
Я говорил о развитых странах, где есть правовое равенство, где нет сильно бедных и богатых, где граждане социально защищены. Я также говорил о странах отсталых, где отсутствует право, где есть элиты, которым доступны все блага, и есть все остальные, вынужденные бороться за свое существование.
Обидно, что мир, наша планета - в глобальном масштабе подобен государству второго плана, где имеется два полюса: первый - богатый и влиятельный и второй - бедный и бесправный.