«Израиль может поучиться у Азербайджана стратегии ведения боя в горной местности» Офицер ЦАХАЛ в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c израильским военным экспертом, подполковником Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в резерве, историком Марком Баботом.
- На каком уровне сегодня находится военно-техническое сотрудничество между Израилем и Азербайджаном?
- Я считаю, что Азербайджан сегодня второй после США партнер Израиля в военно-технической сфере. Израиль и Азербайджан сравнительно маленькие страны и, естественно, наши военные контакты ограничены. США - глобальная держава, которая поддерживает Израиль как экономически, так и финансово. С Азербайджаном у нас настоящая дружба и военное сотрудничество на всех уровнях - от Генштаба до тактических подразделений на поле боя.
- Азербайджан уже закупил у Израиля вооружений на 5 млрд долларов. На ваш взгляд и с учетом прошлогодней войны в Карабахе, какие новинки израильского ВПК могли бы заинтересовать Азербайджан?
- Азербайджан победил из-за того, что готовился к войне нового типа, а не прошлого. Я рад, что Азербайджан был хорошо подготовлен к этой войне и сумел показать преимущество израильского вооружения. Но нельзя забывать, что без бойцов на поле боя ничего бы не получилось. Те, кто помогает и те, кто исполняет, всегда работают в одной упряжке, в тандеме.
У Израиля довольно большой ассортимент вооружений, но он не во всем подходит для Азербайджана. Например, у нашей страны есть в наличии тяжелые танки, которые сегодня меньше востребованы на театре военных действий в горных районах Азербайджана. Стратегические и ракетные системы? Но в них у Азербайджана нет никакой надобности. Армия - это очень сложный механизм. Я полагаю, что Азербайджан с Израилем еще не провели даже десяти процентов той работы, которую еще предстоит провести. Например, если Израиль передает Баку какую-то военную технологию и впоследствии ее производство будет налажено и в Азербайджане, то для этого нужно подготовить техническую базу, персонал, людей, которые смогут использовать это вооружение. Это же не винтовка, которую можно продать, и в случае, если она сломалась, закупить другую. Израиль продает Азербайджану современные технологии, и логично, что сначала они будут израильского производства, а позже Баку построит свою инфраструктуру для производства и продолжения развития.
У Азербайджана гораздо больше опыта ведения боевых действий в горной местности, чем у Израиля. Поэтому тут Израиль может не только передать определенные данные, технологию, но и поучиться у Азербайджана. Любое сотрудничество - это не просто покупка в супермаркете, это симбиоз.
- Возможна ли нормализация израильско-турецких отношений? Можно ли надеяться на то, что Израиль и Турция восстановят прежний уровень отношений?
- Конечно, возможна. Нормализация произойдет в тот момент, когда президент Турции этого захочет. Между Израилем и Турцией, между еврейским и турецким народами нет абсолютно никаких недопониманий. В тот момент, когда Эрдоган будет представлять свою страну как человек, который хочет продвижения и расцвета Турции, то не будет никакой проблемы между Израилем и Турцией.
И я с полной ответственностью заявляю, что между нами нет никаких разногласий - ни территориальных, ни экономических, ни культурных.
Хочу напомнить, что султан великой Османской империи предоставил евреям убежище, когда все сжигали их на кострах в 1492 году. Евреи будут благодарить Турцию за это еще тысячи лет. Но из-за какой-то политической конъюнктуры президент Турции вдруг поменял свое отношение к Израилю, обвиняя его в очень серьезных смертных грехах. Например, президент Турции обвиняет Израиль в уничтожении палестинского народа, в расовой ненависти к арабам. О какой ненависти может идти речь, когда в израильской армии служат арабы, у нас 20 членов парламента представляют арабское меньшинство. Поэтому я могу с полной ответственностью заявить, что между Турцией и Израилем нет никаких разногласий.
- МИД Израиля сейчас возглавляет Яир Лапид - в прошлом главный лоббист признания Израилем «геноцида армян». 24 ноября между Лапидом и его армянским коллегой состоялся телефонный разговор, в ходе которого они обсудили и вопрос Карабаха. Вам не кажется странным, что глава МИД Израиля обсуждает азербайджанские территории с Ереваном? При этом Лапид даже не попытался соблюсти паритет и позвонить в Баку. Это разворот внешней политики Израиля на Южном Кавказе?
- Я не являюсь представителем Яира Лапида и тем более не представляю МИД Израиля. Я представляю свое личное военное профессиональное мнение. Отношения между странами не могут управляться только исторической политикой. Смотрите, признание «геноцида» (кавычки – Ред.) армян или же его непризнание - это вопрос исторический, но никак не политический. А то, что данный вопрос рассматривается на политическом уровне, это проблема.
Это происходит в Польше, например. Поляки не терпят обвинений в сотрудничестве некоторых своих граждан с нацистами. Такая же картина и в Украине, Литве и Эстонии. Израиль отлично знает, что катастрофу европейского еврейства осуществила Германия, но она была не одна в своей деятельности, ей помогали десятки, сотни, миллионы людей на всех оккупированных территориях. Правду исказить нельзя.
Но сегодня Израиль имеет очень теплые, дружеские отношения с Германией. И хочу отметить, что если бы мы вели себя исторически политкорректно, то должны были бы прервать отношения со всеми странами мира, кроме Гондураса, который был готов принять в свое время 100 000 евреев-беженцев во время войны, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана. Эти страны принимали еврейских беженцев в рамках Советского Союза. Еще раз повторю - нельзя исторические вопросы путать с политическими.
Теперь относительно того, что кто-то решил поговорить с МИД одной стороны и не поговорил с МИД другой. Я лично считаю это большой ошибкой. Например, когда кто-то обращается к палестинцам относительно решения палестинского вопроса и не обращается к Израилю, это грубейшая ошибка, так как данный вопрос может быть решен только между Палестиной и Израилем.
Вопрос Карабаха, если, конечно, он возникает, должен решаться в рамках международного права между Азербайджаном и Арменией.