«ЕС должен делать больше для развития сотрудничества между странами Южного Кавказа»
    Эксперт Йенского университета на  Caliber.Az

    ИНТЕРВЬЮ  12 Мая 2022 - 14:07

    Тамилла Мамедова
    Caliber.Az

    Интервью Caliber.Az с грузинским экспертом по внешней политике стран Южного Кавказа, постдокторантом-исследователем Йенского университета им. Фридриха Шиллера (Германия) Михаилом Сарджвеладзе.

    - Как далеко, на ваш взгляд, продвинулась Грузия на пути вступления в ЕС и НАТО?

    - В настоящее время мы можем наблюдать, как агрессивная война России против Украины ускоряет процесс интеграции в ЕС не только Киева, но и Молдовы с Грузией.

    Сначала Украина, а затем Молдова и Грузия получили от ЕС анкету, которая содержит много простых и сложных вопросов и должна дать точную информацию о странах. Сейчас солидарности в ЕС по отношению к Украине больше, чем когда-либо. Выигрывают от ситуации и другие страны, которые также хотят стать частью ЕС. Грузия, например, изначально планировала подать заявку на членство в ЕС в 2024 году и получить статус кандидата до 2030 года. В связи с изменившейся ситуацией и Молдова, и Грузия подали заявки на членство в ЕС уже 3 марта 2022 года. Грузия передала первую часть вопросника в ЕС 2 мая, а вторая часть будет передана сегодня, 10 мая.

    Ожидается, что в июне Комиссия ЕС подготовит оценку на основе заполненной анкеты и представит ее в Европейский совет, который решает, предлагать ли дальнейший шаг - перспективу членства. Если страна-заявитель недостаточно соответствует требованиям, Комиссия определяет конкретные реформы, которые являются своего рода ключевыми приоритетами, над которыми должна работать соответствующая страна, чтобы двигаться вперед в этом процессе. Соответственно, помимо политического решения, вопрос о статусе кандидата в члены ЕС для Грузии в первую очередь связан с состоянием реформ в стране.

    Относительно отношений НАТО-Грузия. Существенный пакет НАТО-Грузия (SNGP) является основным инструментом практического сотрудничества между Грузией и НАТО. Пакет, запущенный в 2014 году, направлен на укрепление обороноспособности Грузии в соответствии со стандартами НАТО и на помощь стране в подготовке к членству в Альянсе. НАТО несколько раз официально подтверждало, что Грузия соответствует всем стандартам на уровне практического сотрудничества, чтобы стать членом блока. Грузия объявила о своем желании стать членом НАТО еще 20 лет назад. В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте стране было обещано членство в Альянсе, и с тех пор она постоянно стучится в двери блока. Однако обещание до сих пор не выполнено, поскольку это политическое решение со стороны членов НАТО, а «невидимое вето» Российской Федерации существенно затормозило этот процесс.

    В настоящее время НАТО ни в коем случае не хочет быть вовлеченным в войну России против Украины, и поэтому, на мой взгляд, более вероятно, что Альянс усилит свою поддержку Грузии, но в ближайшее время будет держать дверь для членства закрытой.

    - Какие еще реформы необходимо провести Грузии, чтобы присоединиться к этим организациям?

    - Во время визита в Грузию в конце апреля спецпредставитель НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Хавьер Коломина подтвердил, что дверь Альянса для Тбилиси остается открытой, но члены НАТО обеспокоены застопорившимся процессом реформ в нашей стране. В качестве основных задач он упомянул судебную и избирательную реформы и сектор безопасности.

    Аналогичные опасения высказывает и ЕС. Кроме того, в стране наблюдается политическая поляризация, которой способствуют как правящая партия, так и большинство оппозиции. Даже в этот исторический момент, когда статус кандидата в члены ЕС и связанные с ним возможности вдруг кажутся реальными, грузинская политическая элита не способна продемонстрировать единство. Это только поощряет нигилизм среди населения, абсолютное большинство которого поддерживает членство страны в ЕС и НАТО. Политические партии в Грузии принципиально лишены ответственности перед своим электоратом и настолько сильно вовлечены в борьбу за внутреннее влияние, что не остается места самому главному - волеизъявлению электората.

    В оценке выполнения Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией (СА), подготовленного для Европейского парламента в марте 2022 года, отмечается, что за последние два года Грузия серьезно отступила от основных демократических принципов и ключевых политических обязательств. По данным Freedom House, за последние шесть лет рейтинг демократии в Грузии продолжал ухудшаться, что отражает внутриполитическую реальность страны.

    - Как вы считаете, какие страны ЕС будут голосовать за и против принятия Грузии в свои ряды?

    - Процесс вступления в ЕС - это долгая и сложная процедура, которую нельзя точно определить заранее с точки зрения продолжительности. Мы можем условно разделить этот процесс на три этапа: 1) Когда страна готова, она становится официальной страной-кандидатом, 2) Страна-кандидат переходит к официальным переговорам о вступлении, чтобы соответствовать критериям вступления и 3) Когда переговоры и сопутствующие реформы завершены к обоюдному удовлетворению сторон, у страны есть возможность присоединиться к ЕС.

    Какие страны будут настроены более или менее скептически, я не могу сказать. Мы видели в начале марта, что канцлер Германии заявил, что он против ускоренного вступления Украины в ЕС. 9 апреля президент Франции Эммануэль Макрон говорил о процессе, который может занять десятилетия. Однако важно, чтобы трем странам (Украина, Молдова, Грузия) был предоставлен статус кандидатов, чтобы интеграционный процесс мог получить новый импульс. Более того, это было бы геополитическим заявлением со стороны ЕС, которому также приходится действовать геополитически для защиты своих интересов. Цель России - демонтировать архитектуру европейской безопасности и разделить сферы влияния с НАТО и США. Война России против Украины является частью этого плана, и поэтому важно, чтобы ЕС действовал.

    Как мы знаем из прошлого, в основном Германия или Франция противились не интенсификации отношений, а вопросу о членстве. В то же время мы сейчас стоим перед определенным переломным моментом, который связан с изменением роли России, например, с точки зрения Германии. Этот поворотный момент открывает новые возможности для стран, желающих интегрироваться, таких как Украина или Грузия.

    - Что дает Грузии усиление прозападного направления?

    - На уровне ЕС ответ прост, потому что он является одной из крупнейших экономик в мире. Более того, в отличие от Евразийского экономического союза, ЕС представляет собой сообщество ценностей, которое, несмотря на свою сложность, базируется на свободе, демократии, равенстве, верховенстве закона или правах человека и имеет огромное значение для демократического развития.

    В рамках ЕС Грузия в настоящее время имеет наилучшие шансы сохранить свою независимость и культурную идентичность, потому что, если страна вернется в российскую орбиту влияния, русификация, как и в прошлом, будет неизбежна. Россия с ее неоимперскими амбициями представляет для Грузии экзистенциальную угрозу.

    На уровне НАТО главной заботой является безопасность. Грузия - единственная страна на Южном Кавказе, которая не является членом альянса безопасности и не может рассчитывать на союзника, как Азербайджан полагается на Турцию. Поэтому для безопасности Грузии необходимо вступление в НАТО.

    Грузия заинтересована не только в членстве в ЕС и НАТО, но и наоборот. Как транзитная страна Грузия является геостратегически значимой страной для западных акторов. Однако без гарантий безопасности Грузия может стать легкой добычей для Российской Федерации, если Москва попытается компенсировать свое неизбежное поражение в Украине. Поэтому Грузии определенно нужны западные гарантии безопасности.

    - Как вы оцениваете нынешний внешнеполитический курс правительства Грузии?

    - Нынешняя внешняя политика Грузии импульсивна, стратегически не сформирована и движима страхом. Война России против Украины, которая привела к огромной солидарности мира с украинским народом, была отмечена пассивной позицией грузинского правительства якобы во избежание новой войны против Грузии. Однако, как известно, России не нужны дополнительные причины для нападения на страну. Россия рассматривает не только Грузию, но и другие государства Южного Кавказа, а также Молдову и Украину как собственную сферу влияния, и Москва четко обозначила эту цель в своих проектах соглашений, направленных в НАТО и США в декабре 2021 года. Без войны или с войной Россия предлагает Грузии лишь ограниченный суверенитет, что не может отвечать интересам грузинского народа и государства.

    Соответственно, важно подать сигнал, на чьей стороне Грузия. Тбилиси должен полагаться на западных акторов для усиления сдерживания России, должен быть частью этого процесса. Вместо этого Грузия не присоединилась к санкциям против России и не участвовала в украинской встрече стран НАТО и партнеров в Рамштайне, которая продемонстрировала мобилизацию акторов для создания своего рода глобальной военной коалиции для предотвращения дальнейшей российской агрессии.

     Грузия рискует поставить на кон свою репутацию надежного партнера Запада в регионе. В течение многих лет страна проводила внешнюю политику, направленную на то, чтобы избежать новой войны. Тем не менее, Россия продолжает похищать мирных жителей с линии оккупации и в некоторых случаях убивать их, а также сдвигать линию оккупации. Что Грузия может противопоставить этому процессу без альянса безопасности? Ничего! Каким будет эндшпиль? Это должен быть самый важный вопрос для правительства Грузии, у которого не должно быть иллюзий относительно того, что оно может влиять на российскую внешнюю политику.

    - Каковы ваши прогнозы относительно будущего Кавказского региона?

    - Предсказание - неблагодарная работа. Однако есть несколько сценариев, которые можно вывести из новых геополитических реалий после Второй Карабахской войны. Окончание войны сопровождалось двумя новыми событиями: во-первых, Россия разместила почти 2 000 солдат на территории Азербайджана, таким образом, теперь она имеет военное присутствие во всех государствах Южного Кавказа.

    А во-вторых, Турция, изменив правила игры, вошла, с точки зрения России, в сферу влияния Москвы и расширила свои позиции в регионе. Кроме того, в декабре 2021 года Азербайджан, Турция, Россия, Иран и Армения учредили Консультационную платформу «3+3». Платформа является выражением динамики регионального переустройства на Южном Кавказе в результате Второй Карабахской войны. Эта попытка нелиберального регионализма распространяется и на Грузию, которая решила не участвовать в этом формате.

    Если проект будет реализован, давление на Грузию со стороны региональных игроков усилится. Однако ослабление России за счет войны с Украиной может создать простор для новых процессов. В первую очередь к ним отношу возможное сближение Армении и Азербайджана, что, в свою очередь, может растопить лед в армяно-турецких отношениях. Дело в том, что ЕС сейчас пытается отличиться в качестве посредника, как он это сделал в начале апреля 2022 года на трехсторонней встрече председателя Европейского Совета Шарля Мишеля с президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном. Это правильный подход, но этого недостаточно. ЕС должен сделать больше для развития сотрудничества между странами Южного Кавказа и разработки собственной региональной стратегии, которая была бы привлекательной альтернативой, например, формату «3+3». 

    Caliber.Az

    Просмотров: 6282

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

«Баку и Ереван и без посредников могут добиваться результатов» Фархад Мамедов и Расим Мусабеков на Caliber.Az

20 Апреля 2024 - 16:30

«Вывод РМК из Азербайджана развеял все сомнения» Хас и Вердян на Caliber.Az

20 Апреля 2024 - 14:18

Что ищет Армения в Гааге? Экспертные мнения на Caliber.Az

19 Апреля 2024 - 19:09

«Армения может стать мишенью для иранских или российских ракет» Гольцман и Апхаидзе на Caliber.Az

19 Апреля 2024 - 15:00

Сороса гонят и из Центральной Азии Касенов и Муталиев на Caliber.Az

19 Апреля 2024 - 09:17

«Парижу досадно: его интриги против Баку провалились» Финкель, Томиц и Салихов на Caliber.Az

18 Апреля 2024 - 11:51
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Противостояние в Украине: дроны против танков

    Анализ NYT

    20 Апреля 2024 - 16:41

    «Баку и Ереван и без посредников могут добиваться результатов»

    Фархад Мамедов и Расим Мусабеков на Caliber.Az

    20 Апреля 2024 - 16:30

    Азербайджан и Пакистан готовят два соглашения

    С целью улучшению торговых связей

    20 Апреля 2024 - 16:24

    Китай реорганизует армию

    20 Апреля 2024 - 16:20

    МИД Турции о соглашении между Азербайджаном и Арменией

    20 Апреля 2024 - 16:19

    Лидеры ХАМАС могут покинуть Катар

    20 Апреля 2024 - 16:02

    Запад открывает «второй фронт»: цель — Китай

    Аналитика Сергея Богдана

    20 Апреля 2024 - 15:50

    Байрамов и Мусеви обсудили развитие связей между Азербайджаном и Ираном

    20 Апреля 2024 - 15:42

    Завтра в Азербайджане ожидается до 30 градусов тепла

    20 Апреля 2024 - 15:40

    Число подтопленных в России домов сократилось

    20 Апреля 2024 - 15:21

    Проводится усиленная подготовка новобранцев

    ФОТО/ВИДЕО

    20 Апреля 2024 - 15:09

    Американские военные покинут Нигер

    20 Апреля 2024 - 15:03

    В Баку пройдут Дни культуры Кыргызстана

    20 Апреля 2024 - 14:56

    Дзюдоисты Азербайджана стартуют на молодежном КЕ

    20 Апреля 2024 - 14:40

    В Германии обсудят подготовку Азербайджана к COP29

    20 Апреля 2024 - 14:33

    ВС Турции уничтожили террористов в Сирии

    ВИДЕО

    20 Апреля 2024 - 14:20

    Председатель ЦБА обсудил перспективы партнерства со странами Кавказа и Центральной Азии

    20 Апреля 2024 - 14:19

    «Вывод РМК из Азербайджана развеял все сомнения»

    Хас и Вердян на Caliber.Az

    20 Апреля 2024 - 14:18

    МВФ: Готовы поддержать Азербайджан для успешного проведения COP29

    20 Апреля 2024 - 14:04

    Пашинян: Границу будут охранять пограничники Армении и Азербайджана

    20 Апреля 2024 - 14:01

    Когда отправят новую партию оружия Украине?

    Отвечает Белый дом

    20 Апреля 2024 - 13:58

    Глава МИД Швеции: Процесс делимитации между Баку и Ереваном – хорошая новость для Южного Кавказа

    20 Апреля 2024 - 13:30

    Фуад Гусейналиев: За столом переговоров Азербайджан и Армения способны решить намного больше вопросов

    20 Апреля 2024 - 13:28

    Находящийся в международном розыске экстрадирован из Казахстана в Азербайджан

    20 Апреля 2024 - 13:26

    Скончался Джаваншир Мамедов

    20 Апреля 2024 - 13:25

    Больше похожи на игрушки: Абдоллахиан о дронах, атаковавших Иран

    20 Апреля 2024 - 13:21

    В Баку задержаны водители, устроившие драку посреди дороги

    ВИДЕО

    20 Апреля 2024 - 13:18

    Медиа-ресурсы Армении и ряда других зарубежных стран распространяют фейки

    Заявление Агентства по развитию медиа Азербайджана

    20 Апреля 2024 - 13:17

    Бенефис армянских фокусников

    «Истерики древнего мира»

    20 Апреля 2024 - 13:11

    ISW о слабости украинской ПВО и наступлении РФ

    20 Апреля 2024 - 13:03

    Закир Гасанов собрал командиров Сухопутных войск

    ФОТО/ВИДЕО

    20 Апреля 2024 - 12:58

    Делегация Верховной Рады Украины посетит Азербайджан

    20 Апреля 2024 - 12:50

    FOX News о целях в Исфахане: Израиль попал куда хотел

    Обнародованы спутниковые снимки

    20 Апреля 2024 - 12:40

    Пашинян: Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров

    20 Апреля 2024 - 12:33

    Депутат Хачатрян: Самое важное — Азербайджан и Армения согласились провести демаркацию границы

    20 Апреля 2024 - 12:30

    Мухтар Бабаев встретился с представителями Всемирного банка

    20 Апреля 2024 - 12:28

    Политолог Аракелян: Заявления Лаврова поднимают атмосферу ненависти к России в армянском обществе

    20 Апреля 2024 - 12:24

    Пхеньян запустил ракеты

    20 Апреля 2024 - 12:20

    Фариз Халилли о сотнях разрушенных армянами кладбищ в Карабахе

    20 Апреля 2024 - 12:17

    Госнефтефонд заработал более 5 млрд манатов

    20 Апреля 2024 - 12:09

Все новости