Куда ведут Армению дипломатические манипуляции Пашиняна? Такой непоследовательный «варчапет»
Главной темой обсуждений третьей встречи лидеров Азербайджана и Армении с участием председателя Совета Евросоюза в Брюсселе стал будущий мирный договор. Выполнявший на переговорах посредническую миссию глава Совета ЕС Шарль Мишель охарактеризовал дискуссию в трехстороннем формате как «откровенную и продуктивную».
Итоги переговоров оказались действительно значимыми, поскольку определили конкретные действия по урегулированию поствоенной ситуации в Карабахе и в целом в Южно-Кавказском регионе. Во-первых, была подтверждена необходимость разблокирования транспортных коммуникаций, а во-вторых - стороны условились провести первое совместное заседание пограничных комиссий для обсуждения конкретных вопросов, связанных с делимитацией межгосударственной границы, что и было сделано уже через пару дней после брюссельской встречи.
Вместе с тем Шарль Мишель отметил, что главам двух стран необходимо рассмотреть вопрос «о правах и безопасности этнического армянского населения в Карабахе», не упомянув однако потерявшие смысл понятия «Нагорный Карабах» и «народ Арцаха». Не прозвучало ни единого слова и о «статусе Карабаха», о котором все еще грезят в Армении.
Фактически Брюссель негласно подтвердил правоту позиции Баку, что, естественно, вызвало недовольство определенной части политиков в Ереване. Армянская оппозиция и ряд экспертов страны обрушились с критикой в адрес армянского премьера еще до того, как он успел вернуться из Брюсселя. Понятно, что любая дипломатическая осечка Еревана на российской или европейской площадке прежде всего удар по имиджу Пашиняна, который и без того основательно пострадал от поражения Армении во Второй Карабахской войне. А сегодня любая договоренность, нацеленная на мирное соглашение с Баку, воспринимается ереванской оппозиционной публикой как предательство Пашиняна и ущерб интересам страны и народа. Подобные утверждения активно пропагандируют армянские реваншисты, спонсируемые «карабахским кланом».
В нынешней сложной внутриполитической ситуации в Армении, на фоне не стихающих протестов, направленных против политики действующей власти, Пашинян прибегает к разного рода манипуляциям, чтобы реабилитироваться в глазах общественности. Последнее выступление Никола Воваевича на заседании Национального собрания, посвященного брюссельскому раунду переговоров, стало тому подтверждением.
Так, армянский премьер акцентировал внимание депутатов на реплике Шарля Мишеля относительно «этнического армянского населения Карабаха», связав ее с «окончательным статусе Карабаха» и «правами армян Нагорного Карабаха». То есть с тем, о чем глава Совета ЕС не говорил и что давно снято с повестки переговоров постконфликтного периода. И в Москве, и в Брюсселе в ходе встреч лидеров Армении и Азербайджана речь идет исключительно о разблокировке транспортных коммуникаций в регионе, условиях демаркации границы. И то, что до сих пор нет конкретных подвижек по этим направлениям, свидетельствует о непоследовательности, а точнее, о желании ереванского истеблишмента как-то увернуться от последней точки в конфликте, дабы не раздражать общество своими прямо противоположными декларациями на переговорах в Москве и Брюсселе. Потому-то и обещания Пашиняна перед лицом международной общественности так и не воплощаются на практике.
В определенной степени это можно связать с нестабильной внутриполитической ситуацией в Армении. Четкое и безоговорочное выполнение Ереваном договоренностей с Баку может привести к непредсказуемым последствиям для личных интересов Пашиняна и его команды, поставив под угрозу саму их власть. И судя по всему, армянский премьер и дальше будет затягивать процесс нормализации с Баку. Однако есть еще один немаловажный факт: значительная часть армянского общества все-таки за нормализацию отношений с Азербайджаном, за возвращение к полноценной мирной жизни. Именно поэтому политическим противникам Пашиняна в лице Саргсяна и Кочаряна не удается выводить на улицы Еревана сколь-нибудь значительное число манифестантов. Что говорит и о том, что общество отнюдь не стремится к новой войне с Азербайджаном, не хочет новых потерь и еще одного фиаско.
В то же время сравнительная малочисленность акций означает, что, несмотря на реваншистские настроения, у претендующих на власть карабахских главарей - Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна нет никаких шансов вновь оказаться у государственного руля. По сути, это достаточно серьезные аргументы, которыми мог бы воспользоваться Пашинян, если бы обладал политической волей и лидерскими качествами. Но, как видим, ради собственных интересов он прибегает лишь к дешевым манипуляциям, затягивая подписание окончательного мира и не пресекая военные провокации на границе с Азербайджаном.
С другой стороны, как и предыдущие правящие режимы в Армении, он демонстрирует абсолютно зеркальную внешнюю политику, выстраивая ее по указке Москвы, но постоянно оглядываясь на Европу. То есть пытается усидеть одновременно на двух стульях. Между тем двойственная политика Еревана давно потерпела крах, и это наглядно показали итоги Второй Карабахской войны. В России и в Европе лишь равнодушно наблюдали за тем, как Армения терпит поражение в Карабахе, а азербайджанский «Железный кулак» вдребезги разносит мифы о «Великой Армении», «миацуме» и «самой могущественной на Кавказе армии».
То, что в Армении так и не сделали выводов из свершившегося, бьет прежде всего по ее государственным интересам и благополучию наших соседей. В поствоенный период как никогда Армении стоит трезво оценивать плюсы, которые получит она от нормализации отношений с Азербайджаном. А еще забыть о том, что может рассчитывать на любую помощь России – те времена давно прошли. В Москве уже не скрывают, что не станут тащить на себе ворох проблем неблагодарных союзников.
Как утверждает российский эксперт Дарья Гревцова, в обозримом будущем в Армении вряд ли произойдут какие-то внутриполитические перемены, если только не случится каких-то форс-мажорных обстоятельств.
«Борьба кланов Кочаряна и Саргсяна, - считает она, - продолжится еще некоторое время. Оба хотят вернуть себе власть, поэтому уровень протестных настроений будет превалировать еще какое-то время. Вместе с тем в стране есть понимание того, что, если к власти придут реваншисты, процесс нормализации отношений с Азербайджаном окончательно застопорится. Смена власти означает новый курс и возможную войну за Карабах. Большинство людей это понимают и многие не готовы вновь идти воевать и переживать войну. То есть несмотря на то, что протестная база из желающих повоевать имеется, надеющихся на мирное урегулирование проблем с Азербайджаном гораздо больше. На мой взгляд, имеется шанс на подписание мирного договора и урегулирование вопроса демаркации и делимитации границ. Но для этого Пашиняну надо консолидироваться с обществом и сделать встречные шаги к Азербайджану по установлению мира в регионе, чтобы вывести свою страну из экономического тупика и политической изоляции. В противном случае будущее Армении представляется крайне сомнительным…».