Триллион раздора и украинская дуэль «События» с Мурадом Абиевым
Редакция Caliber.Аz предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События» с Мурадом Абиевым, в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
АЗЕРБАЙДЖАН
Климатическая конференция COP29 пока продолжает работать. Это связано с острыми разногласиями между коллективным Западом и глобальным Югом вокруг итогового документа конференции, в котором определяются размеры необходимых капиталовложений в защиту климата и круг государств, готовых взять на себя финансирование этих расходов.
В частности, ряд участников COP29 посчитали недостаточной сумму в 250 млрд долларов в год, предложенную в качестве финансовой помощи развивающимся странам со стороны промышленно развитых.
Несмотря на то, что она превосходит объем оказываемой сегодня помощи в 2,5 раза, климатические активисты и представители отдельных государств настаивают на ее значительном увеличении. Так, группа экспертов ООН пришла к выводу, что к 2030 году потребность во внешней помощи для развивающихся стран составит около триллиона долларов, а к 2035 году — 1,3 трлн.
Напряженные переговоры по соглашению все еще продолжаются, и итоговый документ может быть подписан к моменту выхода передачи в эфир, но не исключено, что стороны так и не придут к согласию.
Климатическая конференция несколько несколько потеснила в повестке дня вопрос армяно-азербайджанского урегулирования, хотя и здесь не обошлось без попыток провокаций. Американский сенатор Фрэнк Паллоне, известный своей ярой антиазербайджанской позицией, прилетел в Баку для участия в COP29 по приглашению ООН. Надеявшегося на аудиенцию президента Ильхама Алиева Паллоне встретили лишь акции протеста азербайджанской общественности, неудобные вопросы журналистов и вид на Парк трофеев из окна его гостиничного номера. Неудовлетворенный таким приемом, сенатор безвременно покинул нашу страну.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал вчера интервью общественному телевидению, в котором отметил «определенный прогресс» в переговорах с Азербайджаном. По мнению Пашиняна, Армении и Азербайджану необходимо взаимное признание в рамках советских границ, затем — осторожное установление экономических связей. Согласно премьеру, Ереван предложил Баку отвести наблюдателей Евросоюза с участков границы, которые будут делимитированы. Относительно возможности подписания мирного договора с Азербайджаном до конца года Пашинян пообещал, что «от себя сделает все возможное для этого на 100% и даже больше».
Пашинян также добавил, что Ереван пытается развеять опасения Баку насчет территориальных претензий в армянской Конституции. Он снова повторил абсурдный и манипулятивный тезис о том, что якобы и в Конституции Азербайджана имеются территориальные претензии к Армении, но Ереван, дескать, не требует изменений, так как «это заведет процесс в тупик».
Как видим, по главному вопросу – проблеме армянской конституции Пашинян пока не готов к решительным действиям. А значит, подписание мира до конца этого года все еще звучит как белый шум.
Это не удивительно, учитывая, что действия премьера все более выдают внешнее управление Арменией. Так, Пашинян недавно попросил уйти в отставку несколько министров силового спектра. Удивительно, но эта череда отставок не вызвала вопросов Франции и США. Более того, по имеющейся у нас информации, люди, которых попросили уйти, были причастны к раскрытию информации о тайной роли Армении как моста между Западом, в частности Францией, и Ираном. Сообщается, что на встрече Пашиняна с Макроном 7 ноября в Будапеште в рамках саммита Европейского политического сообщества последний дал армянскому премьеру инструкции для передачи сообщений Ирану.
При таких обстоятельствах, а речь идет о фактически о безоговорочном внешнеполитическом подчинении Еревана Парижу, говорить о долгосрочных миролюбивых планах Армении практически бессмысленно.
УКРАИНА – РОССИЯ
Российская армия продолжает штурмовать населенные пункты в Донецкой и других областях. В Курской области России в оперативной ситуации изменений нет.
По-видимому, желая усилить переговорную позицию по Украине перед вступлением в должность Дональда Трампа, Москва впервые за долгое время осуществила мощный удар ракетами и дронами по энергосистеме Украины. В ответ в зарубежных СМИ прошла новость о том, что Джо Байден разрешил Киеву бить американскими ракетами вглубь российской территории. Вслед за этим аналогично поступили британцы и французы. После чего президент Владимир Путин подписал обновленную ядерную доктрину России, заметно облегчающую применение ядерного оружия в ответ на неядерную атаку третьих стран.
Тем временем Киев не замедлил воспользоваться разрешением Запада и нанес удар ракетами западного производства по двум объектам на территории России – в Курской и Брянской областях. Уже после этого президент Путин выступил с обращением к гражданам и объявил о нанесении по Украине удара посредством баллистической ракеты в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник», которую, по его словам, невозможно перехватить никакими силами ПВО.
Как видим, Запад достаточно хладнокровно отнесся к ядерному ультиматуму Москвы, очевидно понимая, что ей совершенно невыгодно применение ядерного оружия, тем более на фоне успеха военной кампании. Ведь не секрет, и на этом сходится большинство экспертов, что даже разрешение бить западными ракетами не способно кардинально переломить ход войны. Таким образом, как вышеназванное разрешение, так и ядерная риторика Путина — акты скорее символические, игра на нервах с целью опять-таки усилить переговорные позиции. Вместе с тем вполне вероятно, что в целях частичного оправдания серьезности своих намерений при одновременном нежелании привести ядерную угрозу в жизнь Россия может значительно усилить атаки на Украину конвенциональным оружием.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Армия обороны Израиля впервые с начала наземной операции в Ливане перебросила на его территорию тяжелую артиллерию, цель которой — осуществлять огневую поддержку наземных сил ЦАХАЛ, которые в настоящее время штурмуют вторую линию обороны «Хезболлы» в приграничных районах.
Тем временем при посредничестве Вашингтона продолжаются переговоры Израиля с Ливаном и «Хезболлой». Для соблюдения режима прекращения огня в Ливане могут создать специальный орган во главе с Соединенными Штатами. Сообщается, что Ливан и «Хезболла» одобрили предложенный США проект соглашения, и теперь все ждут реакции Израиля.
А в это время Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта.
Офис Нетаньяху назвал решение «антисемитским», а сам суд — «предвзятым и дискриминационным политическим органом». Он заявил, что Израиль «полностью отвергает ложные и абсурдные обвинения» в преступлениях, прописанных в обосновании к ордеру. Напомню, что, согласно минздраву Газы, контролируемому ХАМАС, число жертв израильских атак на сектор Газа с 7 октября 2023 года увеличилось почти до 44 тысяч человек. Израиль оспаривает эти цифры, объявляя их дезинформацией.
Мировые лидеры по-разному отнеслись к этому решению суда. Однако налицо кризис еще одной составляющей международной системы. С одной стороны, огромное давление политической конъюнктуры предполагает, что решения суда могут быть политически ангажированными, а с другой – как видим, необязательны для исполнения даже в странах, которые сами признают его юрисдикцию. В этой связи любопытно заявление премьер-министра Чехии Петра Фиалы, который написал в своем аккаунте в социальной сети X, что суд принял «неудачное решение», приравняв «избранных представителей демократического государства к лидерам исламистской террористической организации».
Давайте отвлечемся от этого конкретного случая. Меня в данном случае больше интересует сам тезис чешского премьера. Он уникален и абсурден в том смысле, что априори подразумевает непорочность представителей демократических стран, невозможность совершения ими преступлений.
Таким образом, кризис обнаруживается не только в мировой системе безопасности, но и в системе ценностей.