На тюркских часах пробил час солидарности Подставь плечо!
6 февраля этого года землетрясение в братской Турции унесло жизни около 50 тысяч человек. Весь мир, за исключением отдельных нездоровых его сегментов, зараженных тюркофобией, скорбел по жертвам бедствия. Особенно близко к сердцу эту трагедию восприняли тюркские государства.
Вместе с тем в лагере соперников Турции витает плохо скрываемое злорадство – мол, страна «ослаблена», а ее геополитическим амбициям не суждено сбыться. В Армении это трагическое событие, похоже, даже прибавило авантюризма во внешнеполитических заявлениях. Неудивительно, ведь за спиной соседней страны маячит государство, которое на дух не переносит что бы то ни было, связанное с тюрками и исламом. И хотя противники тюркского мира, говоря о «крахе» Турции, выдают желаемое за действительное, это не исключает того, что стихия бросила Турции и ее братским странам вызов. Бедствие такого масштаба - в любом случае серьезный моральный и материальный удар, и от того, как быстро и эффективно тюркские страны преодолеют последствия этой катастрофы, зависит их готовность к будущим вызовам. Таким образом, случившееся в Турции, бесспорно, стало для всего тюркского мира суровым испытанием на прочность на фоне потенциальных угроз, в том числе военного характера.
Руководство Азербайджана прекрасно это сознает. И не случайно именно по инициативе президента Ильхама Алиева был созван чрезвычайный саммит Организации тюркских государств в Анкаре «Бедствие - управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь», посвященный не только обсуждению на высшем уровне вопросов, связанных с чрезвычайной ситуацией, вызванной землетрясением в Турции, но и необходимости создания в рамках ОТГ механизмов тесного многостороннего сотрудничества и координации в борьбе со стихийными бедствиями, а также регулярному проведению консультаций относительно актуальных вызовов, с которыми сталкивается регион.
В своей речи на саммите президент Алиев подчеркнул особую роль Турции для всего тюркского мира: «Сейчас все в мире видят военную мощь Турции, ее большие успехи в области оборонной промышленности. Обеспечение в эти годы непрерывной стабильности в Турции, развитие страны являются важным условием для всего тюркского мира».
Роль Турецкой Республики для всего тюркского мира, действительно, трудно переоценить. Именно эта страна, с ее беспрерывным многовековым опытом государственности и богатой, что немаловажно, практикой военного строительства, есть и будет становым хребтом тюркской интеграции.
В силу ряда объективных причин в недавнем прошлом сама Турция какое-то время была не готова взять на себя ведущую цивилизационную роль сплочения тюркского мира. С приходом к власти в стране Партии справедливости и развития во главе с Эрдоганом вопросам солидарности с другими тюркскими государствами стало уделяться гораздо больше внимания и энергии. Ярким примером такой политики стала помощь в подготовке военных кадров для азербайджанской армии и поддержка Азербайджана на дипломатическом фронте во время 44-дневной войны.
Альянс Азербайджана и Турции продемонстрировал всем другим, что единство с самым мощным тюркским государством является значимым, если не решающим фактором в отстаивании национальных интересов каждой отдельной тюркской страны.
Однако Турция пока еще не сверхдержава. Но и многим тюркским странам не под силу в одиночку укреплять свой внешнеполитический статус. Отсюда следует, что только совместными усилиями, используя целый комплекс рычагов взаимодействия, оптимизируя цели и силы, помогая Турции быть лидером и обращаясь в случае необходимости за ее дипломатической, государственной и военной поддержкой можно вывести общий тюркский союз в разряд политических объединений со статусом сверхдержавы.
В свете расширяющейся повестки тюркского мира Ильхам Алиев в своей речи коснулся и вопроса тюрок, проживающих вне тюркских стран.
«Уважаемые коллеги, тюркский мир не ограничивается границами тюркских государств. Тюркский мир охватывает гораздо большую географию. В мире проживает более 50 миллионов азербайджанцев. Только 10 миллионов из них живут в независимой Азербайджанской Республике», - сказал глава государства.
Хотелось бы, чтобы этот месседж был правильно понят в тех странах, где допускают агрессию против тюрков, надеясь на безропотность этой части своего населения, нередко весьма многочисленного. С другой стороны, в этом заявлении явственно звучит призыв к независимым тюркским государствам не игнорировать нарушения прав тюркского населения каких бы то ни было стран.
Продолжая эту мысль и рассказывая о постконфликтной ситуации на Южном Кавказе, Алиев подчеркнул: «Точно так же, как мы, азербайджанское государство, обеспечим индивидуальные права и безопасность армян, проживающих в Карабахе, Армения также должна обеспечить права и безопасность западных азербайджанцев на основе принципа взаимности».
Таким образом, медленно, но неотступно интересы тюркских общин по всему миру будут входить в сферу пристального внимания ОТГ.
Интеграция тюркского мира - не националистический проект. Он сложился на фоне неоколониальных поползновений как с Запада, так и с Севера, и Востока. Находящийся внутри треугольника «Запад – Россия – Китай» тюркский мир, во-первых, осознал свою узловую значимость для мировых экономических процессов, связанных с экспортом и транзитом товаров и энергоресурсов, а во-вторых, на себе ощутил уязвимость перед внешними угрозами. Именно эта связка вопросов - экономической оптимизации и государственной безопасности - все явственнее демонстрирует тюркским лидерам необходимость теснейшей интеграции, подкрепленной этнической, культурной и религиозной общностью.
Не случайно Туркменистан, до сих пор с некоторой настороженностью пребывавший в роли наблюдателя в ОТГ, накануне устами Гурбангулы Бердымухаммедова наконец выразил надежду на принятие его в тюркский союз во время следующего саммита.
Об авторитете организации и ее значительной роли в экономических процессах свидетельствует присутствие на форуме высокого гостя - премьер-министра Венгрии (страна имеет в ОТГ статус наблюдателя) Виктора Орбана, который сказал следующее: «Думаю, что тюркские государства Южного Кавказа и Центральной Азии в этом смысле (речь об экономических интересах Венгрии – ред.) будут играть ключевую роль. Продолжая наши отношения в рамках взаимного уважения, мы можем стать примером для всего мира. С этой целью Венгрия намерена внести вклад в укрепление совместных усилий в области энергетики, торговли и перевозок».
По итогам саммита были приняты два важных документа: протокол о создании механизма гражданской обороны ОТГ и соглашение об учреждении Тюркского инвестиционного фонда.
Итак, в трудный час тюркские лидеры нашли в себе силы проявить решимость к дальнейшей интеграции. Солидарность объявлена краеугольным камнем. Осталось воплотить ее в жизнь.