Вынужденная посадка: Грузия идет на сближение с Россией Национальные интересы – превыше всего
Недавние уличные протесты в Тбилиси по поводу открытия авиарейса между столицами РФ и Грузии показали, что относительному потеплению в грузино-российских отношениях не рады не только в США и Евросоюзе, но и немалая часть гражданского общества этой южнокавказской республики. И судя по акциям на площадях столицы и в аэропорту, настроенных категорически против какого-либо сближения с Москвой довольно много.
Когда две недели назад из Москвы прилетел первый лайнер, более тысячи грузин собрались отнюдь не для того, чтобы приветствовать пассажиров, а чтобы предъявить парламенту требование немедленно прекратить все рейсы и вообще какие-либо контакты с Россией. По информации грузинских СМИ, демонстранты высказывали опасения, что Тбилиси из-за возобновления деловых и коммуникационных связей с Москвой может попасть под санкции Запада и даже лишиться возможности обрести наконец статус кандидата в члены ЕС. В общем, восстановление через четыре года прямого авиасообщения между Грузией и РФ стало для грузинских граждан поводом, чтобы подтвердить свою приверженность европейской модели развития.
Само собой, в США и Евросоюзе тоже молчать не стали. Вслед за указом российского президента Владимира Путина об отмене запрета на прямые перелеты в Грузию и введение безвизового режима с этой страной (10 мая 2023 года) в Госдепартаменте США заявили, что в случае налаживания авиасообщения между Россией и Грузией компании в аэропортах Грузии будут подвержены риску санкций, так как им придется обслуживать воздушные суда, подлежащие экспортно-импортному контролю. В Брюсселе эту новость также восприняли с досадой: официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано и вовсе напомнил, что из-за войны России против Украины страны ЕС и ряд других государств ввели санкции против российского авиационного сектора, подчеркнув при этом, что ЕС и его партнеры не разрешают полеты из России, в Россию и над Россией и как следствие такое решение грузинских властей вызывает опасения за европейский путь Грузии.
Хотя реакция США и ЕС вполне естественна и полностью укладывается в западную логику, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и его правительство отказываются в данном случае ей следовать, заявляя, что это расходится с интересами Грузии и что в данном случае рекомендации Запада не одобряются руководством страны. Гарибашвили даже назвал нелогичным недовольство США и Евросоюза тем, что республика продолжает торгово-экономические отношения с Россией несмотря на ее конфликт с Украиной, и выдвинул аргументы в поддержку национальных интересов своей страны.
На встрече в конце мая в рамках ежегодного экономического форума в Катаре Гарибашвили напомнил своим западным партнерам, что после войны августа 2008-го Запад не вводил никаких санкций... «Где логика?» - задал вопрос грузинский премьер, добавив, что в 2008 году никто в мире не вводил санкции против России.
Более того, только в период с 2008-го по 2022 год один только Евросоюз купил у России товаров на 2,3 триллиона долларов, и даже нынешний товарооборот ЕС с РФ всего-то за четыре дня равен той же сумме, что российско-грузинские товарные операции за целый год. По данным службы статистики Грузии, в 2022-м страна наторговала с Россией примерно на 2,5 миллиарда долларов, что, по словам премьера, всего 0,3% от всего российского торгового оборота. И вообще Гарибашвили заявил, что Грузия не стала препятствовать возобновлению прямых перелетов, когда Россия сняла действующий с 2019 года запрет лишь потому, что авиасообщение является частью торгово-экономических отношений.
Грузинский премьер при этом выразил США и Европе благодарность – «за все, что они для нее сделали», но подчеркнул, что у страны есть право иметь свои национальные интересы. С другой стороны, это и намек Москве, что несмотря на неприсоединение к антироссийским санкциям ничто не забыто и на тесное сближение РФ пусть не рассчитывает. Как известно, правительство Грузии еще в мае 2022 заявило, что не присоединится к западным санкциям из-за войны России в Украине, поскольку это противоречит интересам страны. Подтверждая эту политику, премьер-министр Гарибашвили на днях отверг предложение Европейского союза о введении санкций против третьих стран, которые продолжают вести бизнес с Москвой. Уточним: ЕС собирается в ближайшее время одобрить 11-й пакет санкций, который главным образом будет направлен на страны, посредничающие в поставках подсанкционных товаров в РФ. То есть Грузия показала, что в любых ситуациях руководствуется прежде всего собственной выгодой, вовсе не стремясь угодить Западу или РФ.
Стоит отметить, однако, что категоричность Грузии к санкционной политике ЕС не только внесла определенное оживление в непростые российско-грузинские отношения, но и способствовала конкретным месседжам из Москвы. Во всяком случае глава комитета Совета Федерации РФ по иностранным делам Григорий Карасин не ошибся, говоря о том, что позиция Грузии по санкциям не останется незамеченной - в Москве действительно положительно оценили данный факт. Но вот Киев отозвал своего посла из Тбилиси…
Между тем в экспертном сообществе сложилось противоречивое мнение относительно перспектив сближения Грузии и России. К примеру, в российском сообществе более оптимистично комментируют такую возможность, аргументируя это в первую очередь тем, что в Грузии сейчас много граждан России, что уже позитивная тенденция с точки зрения потепления двусторонних отношений. А жест российского правительства касательно возобновления авиасообщения лишний раз показывает стремление Москвы к нормализации отношений с Тбилиси. Однако в самой Грузии менее оптимистично расценивают возможное сближение с РФ, считая авиаперелеты лишь символическим решением Москвы. В то же время грузины отлично сознают, что в ближайшие годы им не светит стать членом ЕС или тем более НАТО, а вот налаживать отношения с Москвой так или иначе придется. Хотя бы ради грузинской экономики…