Вопреки здравому смыслу Еще раз об инциденте с депутатом Бадамовым
Этим материалом нам хотелось бы добавить еще несколько штрихов к случаю с депутатом Милли Меджлиса Азером Бадамовым. Напомним, что входивший в состав азербайджанской делегации Бадамов должен был лететь в Астрахань для участия в мероприятиях, посвященных годовщине со дня рождения Общенационального лидера Гейдара Алиева, однако был задержан в московском аэропорту. Депутату не только не разрешили сесть на самолет, летевший в Астрахань, но и сообщили о том, что ему, оказывается, запрещен въезд в Россию. Причем относительно этого шага не было дано никаких объяснений. Вместе с тем можем предположить, что Бадамову запретили въезд в Россию в связи с его высказываниями в адрес депутата Государственной Думы России Николая Валуева. Эпитеты, которыми Бадамов наградил Валуева, конечно, сам бывший спортсмен мог бы считать обидными, однако есть два важнейших обстоятельства, демонстрирующих полную несостоятельность реакции, которую позволила себе Москва.
Во-первых, Валуев получил отповедь от Бадамова не на ровном месте, а в ответ на оскорбления, которые российский депутат адресовал представителям азербайджанской диаспоры России.
А во-вторых, в любом случае, если кто-то из представителей власти одной страны становится нежелательным гостем в другой, то об этом принято уведомлять заранее. Ровно так, как Баку и поступил с вышеназванным депутатом Валуевым, объявив его персоной нон грата тотчас же после его оскорбительных заявлений.
То есть, если российские власти сочли, что комментарии Бадамова каким-то образом противоречат духу российско-азербайджанских отношений, то они могли бы заранее оповестить Баку о том, что ему в Россию въезд закрыт. Тем более, если речь идет о странах, которые связывает Декларация о союзническом взаимодействии. Однако вместо этого была предпринята совершенно садистическая по своей сути акция, когда ничего не подозревавшего депутата просто взяли и развернули обратно в московском аэропорту. Добавим к этому, что у российской стороны была дополнительная возможность узнать о предстоящей поездке Бадамова и уведомить Баку о нежелательности въезда данного лица. Ведь список участников делегации наверняка отправлялся и в Астрахань, и в Москву заранее.
Одним словом, то, что случилось, подпадает под определение «демарш». Вдвойне странно, что этот демарш произошел в ходе визита в столицу Азербайджана главы Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и того теплого приема, который был ему устроен в нашей стране.
Создается четкое ощущение, что Москва несколько непоследовательна в своих действиях, что внутри российской власти имеются влиятельные группы, в ином ключе рассматривающие саму суть отношений между нашими странами. В «актив» этой двусмысленной политики можно добавить и все еще не озвученную позицию по катастрофе азербайджанского пассажирского самолета, сбитого российской ПВО в небе над Грозным, а также обнародованную недавно причастность российских групп к хакерской атаке на ряд азербайджанских СМИ в феврале этого года.
Впрочем, подобная политика в той или иной мере имеет место не только по отношению к Азербайджану. Несмотря на официальные заявления Москвы о теплых чувствах к постсоветским республикам и стремлении к углублению сотрудничества, реальная политика России зачастую идет вразрез с этими словами. На практике действия российской стороны всё чаще ведут к ухудшению отношений с соседями и ставят их в затруднительное положение. Особенно тревожной выглядит ситуация в контексте Центральной Азии. Это выражается в усиленном давлении на мигрантов из Узбекистана, резонансных инцидентах с участием кыргызов, а также в резких и провокационных высказываниях российских политиков в адрес Казахстана. Всё это указывает на системный характер проблем и противоречий.
В эпоху слома старого миропорядка и формирования новых условий сосуществования государств у мировых держав возникает соблазн усиливать неоимперский вектор внешней политики. Однако это путь в никуда, особенно в условиях, когда даже небольшие государства все выше поднимают свой голос на мировой арене, становятся важнейшей частью системы международных отношений. Именно Азербайджан является ярчайшим примером такого государства. Нынешний союзнический статус российско-азербайджанских отношений стал итогом, помимо прочего, и понимания Москвой возросшего международного авторитета нашей страны, ее оформившейся международной субъектности. Этот статус был сформирован не сразу, он, можно сказать, был выстрадан десятилетиями решения противоречий, подчас очень серьезных.
Небрежность, грубость, а подчас и намеренная недружественная политика, демонстрируемая Кремлем по отношению к Баку в последние месяцы, заставляют усомниться в искренней приверженности Москвы духу союзнических отношений между нашими странами, независимо от того, является ли это позицией центра или происками определенных групп внутри российских элит.