Американский подход: Китай - это онкология, а Россия – кариес Расклад Шерешевского
Руководство США склоняется к компромиссам с Россией потому, что оно больше всего опасается Китая.
Недавно знакомый востоковед - человек весьма известный (имя свое он попросил не называть), сделал любопытные замечания об отношениях в треугольнике США - Россия - Китай. По его словам, когда журналисты пишут о политике этих трех стран, они часто забывают о том, что важнейшим фактором, который влияет на нее, является асимметрия в паре Москва-Пекин.
ВВП КНР превосходит российский примерно в 10 раз и постоянно растет в последние 40 лет. Правда, в текущем году рост замедлился. Не исключено, что Китай вступил в полосу стагнации. Но даже несмотря на это, вполне возможны сценарии, при которых в ближайшее десятилетие его экономика будет расти на 2-3% год. В России происходит экономическая стагнация, которая вполне может перейти в затяжную рецессию на ближайшее десятилетие (хотя, теоретически, возможен и небольшой рост).
Поэтому, именно Китай рассматривается в Америке в качестве основного соперника. Что, если он превратится в супер-Гонконг, в сверхмассивную экономику, превосходящую США или, по крайней мере, не уступающую американской? В экономику, которая станет центром притяжения международных инвестиций? В этом случае Китай начнет диктовать планете условия и угрожать санкциями, как это сегодня делают американцы, используя тот факт, что для крупных компаний утрата китайского рынка может быть равносильна катастрофе. Кроме того, военная мощь КНР постоянно растет, в то время как эта страна имеет территориальные споры (связанные с морскими и сухопутными границами) с большинством своих соседей. И наконец, существует острейший тайваньский вопрос - Пекин считает остров своей территорией и рассматривает возможность его возвращения, тогда как США считают Тайвань своим союзником; конфликт может привести к вооруженному столкновению двух ядерных держав, к мировой войне.
Что касается России, то хотя США опасаются ее ядерного потенциала, тем не менее Вашингтон рассматривает Москву в качестве второстепенного оппонента. Как выразился в беседе с востоковедом один очень высокопоставленный американский политик: «Для нас Китай - это онкология, а Россия – кариес».
По тем же причинам, по которым противостояние с Россией рассматривается в Вашингтоне как второстепенное, США ослабили внимание и к Ближнему Востоку. Они рассматривают Китай, как гласит их концепция стратегической безопасности, в качестве многомерной угрозы, и намерены направить на противостояние с ним максимум ресурсов, ослабив другие направления.
Такое положение дел диктует и некоторые особенности мировой политики. Например, любое новое правительство, которое придет в России в будущем, может обнаружить, что ему не слишком выгодно противостояние с Западом. Российские чиновники и олигархи с удовольствием размещают там свои капиталы и покупают недвижимость, поскольку частная собственность на Западе более жестко защищена законами и экономической стабильностью, чем где бы то ни было еще. В Китае нет границы между частником и государством, так что госаппарат может конфисковать любые капиталы в любой момент, а недвижимость в этой стране запрещено приобретать иностранцам.
Перед любым будущим правительством РФ откроется уникальная возможность помириться с Западом, развернувшись в его сторону и войдя в антикитайскую коалицию. В обмен на противостояние со своим главным оппонентом, Запад пойдет на отмену любых санкций.
А вот Китай не сможет избавиться от экономических санкций и подозрительности со стороны Запада, сдав ему Россию. Москва в любом случае не рассматривается в США в качестве главной угрозы. Другое дело - Пекин. Просто потому, что он слишком уж силен. Так что, если даже Китай сдаст Россию, ему это ничего или почти ничего не даст.
В силу указанных причин, вероятность прозападного разворота России, в случае прихода к власти в будущем (скажем, лет через 10 или 20) нового правительства, весьма высока. Именно поэтому, как заметил востоковед, в Пекине не слишком верят в долгосрочный и длительный союз с Москвой.
К его мнению следует добавить, что есть и другая причина, по которой КНР отказывается от стратегического усиления инвестиций в Россию и от поставок ей оружия, - причина, на которую указывает другой крупный российский китаист Александр Габуев. Товарооборот Китая с США и странами Евросоюза превосходит товарооборот с Россией почти десятикратно. К тому же, Китай до сих пор зависит от западных технологических цепочек и не смог полностью преодолеть научно-техническое отставание от Запада (хотя, возможно, в будущем он решит эту проблему). По совокупности указанных причин Пекин очень осторожно относится к связям с Россией и не поставляет ей оружие. Он опасается западных санкций, которые способны разрушить его могучую экспортно-ориентированную промышленность, что привело бы к росту безработицы. А безработица в Китае уже сегодня достигает опасного показателя - 20 процентов среди молодежи. Согласно социологам, при показателе молодежной безработицы в 25 процентов страна автоматически становится политически нестабильной. Это могло бы означать, что бунтарский рабочий класс КНР придет в движение, начнется мощная забастовочная кампания. По всем этим причинам руководство КПК и Си Цзиньпин крайне не заинтересованы в новых американских санкциях. И это сдерживает их сотрудничество с Москвой.
Разделяя во многом мнения уважаемых востоковедов, мы, со своей стороны, хотели бы указать на то, что асимметрия между Китаем и Россией многое объясняет и в нынешней мировой политике - прежде всего, готовность Запада иметь дело не только с будущим правительством России, но и с нынешними хозяевами Кремля.
В Вашингтоне существует антикитайский консенсус. Так что, и демократы, и республиканцы приняли бы и нынешнее руководство России, если бы оно повернуло против КНР (впрочем, этого не будет, Трамп уже пробовал такой вариант, предлагая его Москве, и ничего от нее не добился). Более того, администрация Байдена и без указанного поворота часто намекает, что хочет дружить с Москвой и поделить с ней Украину. У республиканцев вообще доминируют пророссийские кандидаты - Трамп и Рамасвами. Причина не в том, что они все агенты КГБ, как думают некоторые оригиналы, а в том, что для США главный враг - не Россия, а Китай в силу огромной экономической и военной мощи. Это бизнес, ничего личного. Просто Западу не до России. Он бы хотел побыстрее закрыть вопросы с Украиной, как и с Ближним Востоком, и заняться Китаем.