АПК Армении ушел в глубокое пике Обзор Caliber.Az
Засуха, падение закупочных цен на аграрное сырье, и напротив подорожание импортного топлива, удобрений и кормов, а также массовая миграция сельского населения — вот далеко не полный список проблем, с которыми сталкивается сельское хозяйство Армении в последние два года. Более того, на фоне зависимости армянской пищевой промышленности от импорта весьма подорожавших в этом году зерновых, масличных, мяса, сухого молока и других видов аграрного сырья, сегодня наблюдается ощутимый спад производства на местных перерабатывающих фабриках. Добиваемый высоким уровнем импортируемой инфляции армянский АПК не выдерживает конкуренции с зарубежным продовольствием, в особенности на фоне укрепившейся нацвалюты – драма, ставшего «могильщиком» внутреннего производства.
В отличии от соседей по Южному Кавказу сельское хозяйство Армении никогда не обладало мощным потенциалом, дающим основание рассчитывать на устойчивое импортозамещение и тем более превращение агропрома в ведущую экспортную статью. Сказывалась нехватка плодородных земель, запущенность ирригационных систем, неспособность правительства аккумулировать значительные бюджетные средства, и тем более привлечь зарубежные инвестиции для технологической модернизации отрасли.
Все застарелые проблемы аграрно-промышленного комплекса (АПК) Армении лишь усилились после сокрушительного поражения в ходе 44-дневной войны 2020 года и освобождения азербайджанской армией большей части Карабахского региона. На протяжении почти тридцатилетнего периода оккупации армянские предприятия пищепрома использовали плодородные земли Карабахского региона в качестве емкой сырьевой базы, но лишившись таких поставок, Армения столкнулась с нехваткой зерновых, кормов, сырья для производства плодоовощных консервов, виноградного сусла, коньячных спиртов и т.д.
В результате уже два года аграрный сектор Армении переживает тяжелейший системный кризис (за этот период Caliber.Az неоднократно освещал плачевное состояние большинства отраслей агропрома соседней страны). Нехватка поливной воды, подорожание топлива и удобрений, падение закупочных цен на аграрное сырье, подорожание сельскохозяйственного сырья, импортируемого из России и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подкосили многие традиционные отрасли, а наиболее пострадавшими оказались виноградарство, садоводство, животноводство.
«Правительство Армении оторвано от реальности, и не способно остановить упадок стратегически важной для экономики республики пищевой промышленности, и этот кризис окажет огромное негативное влияние и на аграрное производство, где задействованы сотни тысяч человек», - отметил на днях эксперт-экономист Сурен Парсян. Он также подтвердил, что проигранная 44-дневная война и потеря сырьевой базы негативно сказываются на деятельности предприятий пищевой промышленности Армении.
Не удивительно, что несмотря на продвигаемые правительством дутые цифры об армянском экономическом буме, статистика свидетельствует, что в первом полугодии спад в агарном секторе Армении составил 5,5%, и за десять месяцев текущего года отраслевые показатели по-прежнему остаются в отрицательной зоне.
«Более того, в некоторых секторах сельского хозяйства и пищепрома спад куда значительней», - полагает эксперт Сурен Парсян, ссылаясь на данные Национального статистического комитета (НСК) Армении. В частности, в январе-октябре 2022 года объем производства мяса снизился на 5,6%, а мясных полуфабрикатов и вовсе упал на 43,8%, выпуск рафинированных масел обрушился на 51,5%, а кондитерских изделий на 35,9%. Ощутимый спад отмечен в производстве сметаны - 16,4%, мороженного – 35%, кисломолочной продукции и йогуртов - 6,5%, колбасных изделий – почти на 5%.
Из-за снижения спроса на основных экспортных рынках, в Армении на 7,5% сократилось производство виноградных вин, и обвалился выпуск минеральной и газированной воды - на 23%. Неэффективность армянской экономики наглядно подтверждает спад выпуска поваренной соли на 39%, и это несмотря на наличие в республике достаточных залежей минерального сырья для ее производства. Несмотря на активную кампанию в СМИ в Армении по-прежнему предпочитают покупать дешевую, большей частью техническую соль из Ирана, а не более дорогую местную пищевую.
В чем же причина столь резкого спада производства продовольствия в «стране камней», где на фоне громогласных заявлениях пропагандистов в Ереване о 14,1% росте экономики за три квартала, по идее должен наблюдаться рост потребления и увеличиваться спрос на продукты питания?
Прежде всего это связано с высоким уровнем зависимости Армении от поставок аграрного сырья и продовольствия из-за рубежа: согласно данным НСК в январе-октябре 2022 года импорт готовой пищевой продукции превысил $ 449,786 млн увеличившись на 36,4%. Возросшая во всем мире импортируемая инфляция в той или иной степени ударила по всем постсоветским странам, однако сложность ситуации для Армении заключалась в том, что из-за неурожая с прошлого года республика была вынуждена резко увеличить импорт зерновых. Здесь уместно отметить, что ежегодное внутреннее потребление продовольственной пшеницы в Армении составляет порядка 420 тысяч тонн, а хлеборобы самой республики производят в год всего 70 тысяч тонн. Сегодня 83,4% базового сырья для производства хлеба, макаронных и кондитерских изделий приходится на подорожавший импорт зерновых, что по стоимостной цепочке привело к раскручиванию расходов пищевых предприятий, и как следствие к росту потребительских цен. Аналогичный негатив наблюдается и по импорту масличных, сухого молока, картофеля, различных смесей и концентратов для мясомолочной промышленности. Маховик импортируемой инфляции увеличил стоимость продовольственных товаров к ноябрю (год к году) на 11,1%, а по ряду отдельных продуктов рост цен был еще выше. Так, в январе-ноябре текущего года хлебобулочные изделия и крупы в Армении подорожали на 15,7%, макаронные изделия – на 28,1%, сыры – на 21,5%, сгущенное молоко – на 30,3% и т.д. Вполне очевидно, что инфляционная удавка на шее нищающих граждан «страны камней» не стимулирует последних увеличивать потребление продовольствия, а это неизбежно ведет к простою местных предприятий АПК.
«На снижение объемов производства в пищевой промышленности в Армении повлиял ряд факторов: в частности, спад в молочной отрасли связан с кризисом животноводства в 2022 году, что привело к уменьшению объема производства местного молока», - отметил эксперт С.Парсян, подчеркнув, что серьезный урон местному производству нанес возросший импорт продуктов питания из Ирана, России и других стран. Эксперт полагает, что из-за чрезмерного укрепления национальной валюты импорт продовольствия обходится несравнимо дешевле нежели его производство в Армении, в результате отечественные производители теряют даже внутренний рынок. В свою очередь, последовательное повышение ставки рефинансирования Центробанком и провал денежно-кредитной политики обернулись подорожанием кредитов для армянских фермеров и предприятий АПК. Еще один фактор связан с повышением тарифов на электроэнергию, газ и воду для бизнеса в начале текущего года: по величине тарифов на коммунальные услуги сегодня Армения занимает первое место в ЕАЭС, что делает республику малопривлекательной для инвесторов, полагает эксперт. Наконец, находящаяся в транспортно-логистическом тупике Армения не в состоянии снизить расходы на транзит экспортной продукции, и больше всего от этой застарелой проблемы страдает пищевой комплекс республики.
«Вновь наблюдается скопление армянских фур на контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс, а давно обещанный правительством Никола Пашиняна проект паромного сообщения из грузинского Поти в направлении российских портов в Черном море все еще висит в воздухе, и все это в совокупности ограничивает аграрный экспорт из Армении, делая его более затратным», - сетует армянский эксперт.
Увы, понимая проблему неэффективности географически замкнутой армянской экономики, в том числе ее аграрного сегмента, в Ереване по-прежнему с завидным упрямством продолжают свою деструктивную внешнюю политику, отвергая все попытки Баку и Анкары заключить мир и разблокировать коммуникации, что помогло бы решить экспортно-импортные сложности или проблемы с нехваткой сырья в Армении. Но это уже вина и беда самой Армении...