Армения: бизнес на продуктовом контрафакте От молочки до икры
Ведущие армянские СМИ и интернет-ресурсы разместили публикации о результатах расследования Инспекционным органом безопасности продуктов питания Армении недавнего трагического случая массового отравления мясными продуктами российского производства в селе Шинуайр Сюникской (Зангезур) области республики. Столь пристальное внимание медиа к, казалось бы, рядовому случаю пищевого отравления объясняется достаточно просто. С апреля 2023 года и по сей день Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзор» ввела запреты на ввоз и реализацию на рынке РФ ряда армянских продуктов питания, и до сих пор санитарные органы двух стран не могут согласовать аспекты продовольственного экспорта.
Согласно опубликованным на днях результатам расследования Инспекционного органа безопасности продуктов питания Армении, произошедшее 6–7 июля в селе Шинуайр и городе Горус острое отравление членов одной из семей, приведшее также к гибели ребенка, связано с использованием недоброкачественного импортного продовольствия. Источником пищевой инфекции, вызвавшей «острое экзогенное отравление», признаны замороженные куриные ножки российского производства, котлеты из куриного мяса, колбаса «Краковская». В частности, по итогам экспертизы, в образце замороженных куриных ножек, произведенных ООО «СПК Курников» Саратовской птицефабрики, был обнаружен патоген сальмонеллы.
Инспекционная структура Армении передала результаты лабораторного исследования в орган предварительного следствия, и согласно регламенту следующим шагом станет изъятие опасных продуктов питания из торговой сети, и не исключено, что по итогам следствия будут приняты соответствующие меры по дальнейшему недопущению таких импортных поставок. Такие шаги – часть стандартной процедуры, применяемой во многих странах мира, и внимание армянских СМИ к этому случаю можно было бы счесть случайностью, если бы не одно «но».
Уже свыше года между российскими и армянскими санитарными органами продолжается весьма непростая дискуссия относительно нормативов и стандартов качества продовольствия и требований к экспортно-импортным операциям в этом сегменте. Здесь уместно напомнить, что еще сравнительно недавно «Россельхознадзор» весьма благосклонно относился к продовольственному импорту из Армении, хотя в тех же российских СМИ периодически печатали рекламации в отношении алкогольных фальсификатов и нарушении нормативов по иным продуктовым поставкам от армянских компаний. Ереван стал терять статус привилегированного торгового партнера Москвы с началом прозападного дрейфа армянского истеблишмента, отказа сотрудничать в рамках ОДКБ, многочисленных откровенно антироссийских акций армянских политиков.
Соответственно, при подобном раскладе «Россельхознадзор» утратил мотивацию закрывать глаза на различного рода огрехи по качеству продукции армянского пищепрома. В частности, с 5 апреля 2023 года «Россельхознадзор» наложил запрет на ввоз и реализацию на российском рынке всей произведенной в Армении молочной продукции. Несмотря на серию переговоров, проведенных между ветеринарными службами России и Армении, в том числе обсуждение результатов проведенной в марте прошлого года инспекции армянских молокоперерабатывающих предприятий, в «Россельхознадзоре» склонились к мысли о невозможности армянской ветеринарной службы гарантировать безопасность производимой молочной продукции для российских получателей. Напомним, что в 2022 году Армения кратно нарастила экспорт сливочного масла в РФ, и у российской стороны появились подозрения, что армянские пищевые фабрики заняты переупаковкой иранских сливок, сливочного масла, а также использованием в производстве некачественного сухого молока и другого молочного сырья из государств, не входящих в реестр разрешенных поставщиков Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Серьезные нарекания «Россельхознадзора» к армянским производителям «молочки» были также связаны и с высоким бактериальным загрязнением, как на стадии производства, так и при приеме сырья у фермеров.
Весь этот негатив усугублен продолжающимся десятилетиями системным кризисом животноводства в Армении: сказывалась нехватка лугов для выпаса, запущенность ирригационных систем и невозможность выращивать необходимое количество кормовых культур, а также отсталость агротехнологий в животноводческих хозяйствах. Ну а с конца 2020 года этот затяжной кризис был усугублен потерей тучных угодий для выпаса и богатой кормовой базы в освобожденном от армянской оккупации Карабахском регионе Азербайджана. Лишившись возможности хищнически разграблять природные ресурсы азербайджанских земель, армянские производители были вынуждены увеличить поставку кормов из-за рубежа, но в силу тупиковой логистики это обернулось ростом стоимости производства молока у армянских фермеров. В итоге, армянские молочные фабрики стали ориентироваться на импорт недорогого и не всегда качественного сухого молока и сливок, или еще хуже — заменять молочные жиры на различные растительные суррогаты. Эти объективные факторы трудно преодолимы и отражаются на себестоимости производства АПК «страны камней».
Как отметил недавно министр экономики Армении Геворг Папоян, в ходе переговоров с российскими партнерами для снятия ограничений на экспорт молочных продуктов наметился определенный прогресс, однако армянские молочные фабрики должны внедрять новые технологии, в том числе повышать стандарты качества и требования к санитарной сфере. Говоря об использовании в производстве молочного порошка, министр отметил, что его импорт сокращается последние два года. Но поверить в это сложно, как в силу ощутимого снижения поголовья молочного стада в Армении в 2021-2023 годы, так и сокращения надоев. Импорт несертифицированного согласно нормам ЕАЭС молочного сырья – единственный способ для армянских производителей молочных продуктов хоть как-то выдерживать конкуренцию на рынках постсоветского региона. Тем более что, по словам того же министра Г. Папояна, в силу ограничений на экспорт зерна из ЕАЭС, его стали больше использовать в кормах для молочного стада в России и Беларуси, что привело к увеличению надоев, и, как следствие, на рынке ЕАЭС ощутимо увеличились объемы сухого молока, а цены на него снизились. Все это еще более увеличивает конкуренцию на рынке молочных продуктов в той же РФ. «Обычные фермерские хозяйства в Армении продают молоко по 150-170 драмов за литр (1 USD – 387,8 драм), тогда как хозяйства, внедряющие новые санитарные технологии, могут реализовывать его по цене 350-400 драмов за литр, поскольку заводы не тратят деньги на его стерилизацию», - отметил Г. Папоян.
Министр экономики умолчал о том, что фермерских предприятий с такими передовыми технологиями сегодня в Армении совсем немного, а себестоимость произведенного молока здесь столь высока, что оно не всегда пригодно для переработки и налаживания экспорта масла, сыров и других молочных продуктов в массовом бюджетном сегменте. В частности, об этом свидетельствует негативная динамика экспорта армянских сыроделов на российский рынок: так, в первой половине 2023 года (последние доступные данные) экспорт армянских сыров в РФ оценивался в сумму $3,1 млн, в то же время в первом полугодии 2022-го аналогичные показатели достигали $4,2 млн, то есть речь идет о спаде в 26,2%.
Примечательно, что нестыковки в сегменте армянского продуктового экспорта на российский рынок далеко не ограничиваются молочной отраслью. Так, 1 марта текущего года «Россельхознадзор» ввел ограничения на импорт из Армении красной зернистой икры радужной форели и ястычной красной замороженной икры радужной форели компании «Макс Фиш» в силу выявления в этой продукции бактерий группы кишечных палочек. Чуть ранее, 13 февраля, санитарные органы РФ временно приостановили продажу отдельных партий армянской минеральной воды «Джермук»: решение было принято после того, как житель Владикавказа погиб от ожога пищевода, предположительно связанного с наличием в одной из бутылок «Джермука» уксусной эссенции.
В целом по итогам прошлого года территориальными управлениями «Россельхознадзора» было выявлено 72 случая обнаружений карантинных вредных организмов в растениеводческой продукции, поступившей из Армении. Так, только в ноябре было зафиксировано резкое увеличение нарушений: выявлено 36 фактов ввоза в Россию зараженных цветов, огурцов, сухофруктов, винограда, цветной капусты, томатов, перцев, баклажанов, яблок, груш и т. д. Кроме того, обнаружен ряд случаев превышения максимально допустимых уровней остаточного содержания пестицидов в овощах и фруктах, поступающих из «абрикосовой» республики.
Захочет ли на этом крайне негативном фоне Армения выдвинуть встречные претензии в связи с недавним отравлением российскими мясными продуктами в Зангезуре? Вероятней всего, нет! Слишком велики риски напороться на ответку, тем более, что согласно данным Статистического комитета, экспорт армянской аграрной продукции на российский рынок с 1 января по 20 апреля 2024 года составил 20,8 тыс. тонн, что превысило показатель аналогичного периода прошлого года в 1,9 раз. И это с учетом продолжающегося с 2021 года ежегодного спада производства в сельском хозяйстве. Судя по информации ряда армянских СМИ, здесь, вероятно, также действует спекулятивный фактор перекупок продовольствия в третьих странах и их реэкспорта в Россию. Поэтому возможность нагреть руки на фоне российско-украинской войны и санкционного противостояния для Еревана слишком большой соблазн, и портить отношения с «Россельхознадзором» никто не станет.