Армения: между реальностью и иллюзиями Осинчук и Арьков на Caliber.Az
Москва напомнила Армении, что время идет, а она всё еще пытается усидеть на двух стульях. «Россия приветствует взаимодействие с Арменией на любом уровне, но хотела бы углубления и нормального отношения в рамках ОДКБ», — заявил посол по особым поручениям МИД России Родион Мирошник на научной конференции «Противостояние Восток-Запад. Украинское измерение. Сценарии будущего».
Мирошник подчеркнул, что возможность вступления Армении в ЕС должны оценивать сами граждане страны, осознавая, насколько это соответствует их интересам и насколько реалистичны перспективы такого шага. Он также напомнил, что Украина давно закрепила в своей конституции стремление к членству в ЕС и НАТО, однако успехи на этом пути — вопрос риторический.
Тему продолжил заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин. Он отметил: «Мы надеемся, что армянскому обществу будут разъясняться все выгоды от членства в ЕАЭС и масштабы потерь от разрыва с ЕАЭС с тем, чтобы у армянского общества было объективное представление о реальности». По словам Галузина, невозможно одновременно быть частью двух разнонаправленных интеграционных объединений.
Какую цель преследует Кремль в своей политике в отношении Армении? Этот вопрос корреспондент Caliber.Az адресовал зарубежным политологам.
Белорусский эксперт-международник Борислав Осинчук полагает, что столь интенсивный поток дипломатических сигналов в адрес Армении за одну неделю не случаен. Москва, по его мнению, напоминает Еревану о необходимости пересмотра прозападной риторики.
«Хотя российский МИД подчеркивает, что не хочет вмешиваться во внешнюю политику Армении, на деле Москва ожидает от Еревана большей лояльности и верноподданических чувств. При этом очевидно, что Запад сегодня не готов расщедриться на глобальные преференции для Армении — ему не до неё», — отметил Осинчук.
По его словам, на фоне попыток потепления отношений США с Россией Запад склонен частично признать свою ответственность за эскалацию конфликта в Украине и не намерен продолжать бездумные финансовые вливания в этот конфликт. В такой ситуации Европа может пожертвовать отношениями с Арменией ради нормализации диалога с Кремлем.
«Москва хотела бы, чтобы Ереван исходил из реалий: если Армения до сих пор остается в ОДКБ и ЕАЭС, значит, и выходить оттуда она не собирается», — резюмировал Осинчук.
Российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков сравнивает отношения Москвы и Еревана с конфликтом между подростком в пубертате и его родителями: «У подростка бушуют гормоны, он пытается сепарироваться, доказать свою самостоятельность. Денег на независимую жизнь у него нет, поэтому он продолжает брать у родителей, при этом хамит и избегает семейных мероприятий, предпочитая компанию сомнительных друзей. Но большинство подростков взрослеет, осознает ценность родительского дома и возвращается».
Арьков считает, что Армения начинает «взрослеть». Премьер-министр Никол Пашинян, по данным газеты «Грапарак», поручил всем госведомствам восстановить связи с российскими коллегами и сам позвонил Владимиру Путину, подтвердив свое участие в торжествах в честь 80-летия Великой Победы 9 мая в Москве.
«Армения возвращается на исторический путь развития, отходя от скользкой дорожки евроинтеграции, а по сути — самоколонизации в угоду Франции», — отметил Арьков.
Что касается армянского общества, то, по его словам, в целом оно не меняло братскую дружбу с Россией на «стеклянные бусы» европейских колонизаторов. Обида за Карабах была искусственно раздута: Россия якобы не защитила Армению, но, по мнению Арькова, вина лежит на самих армянах и их западных «друзьях».
Никол Пашинян, как отмечает политолог, часто бросался в объятия президента Франции Эммануэля Макрона, клянясь в вечной дружбе. Однако клясться в дружбе всем подряд — любимое развлечение армянской политической элиты.
Арьков также указывает на серьёзную роль НКО, финансируемых Западом, в промывании мозгов молодежи и отмечает, что значительная часть армянского правительства и парламента сформирована из лиц, ранее прошедших обучение или завербованных в западных спецслужбах.
Политолог утверждает, что Никол Пашинян находится под влиянием своей супруги Анны Акопян, которая, по его словам, контролирует финансовые потоки, бизнес и политические назначения в стране через благотворительный фонд, а также обладает активами в Канаде.
По совету супруги Пашинян отказался от многовекторной внешней политики, фактически превращая Армению в неоколонию Франции. При этом международная конъюнктура меняется: Запад занят противостоянием с вернувшимся в Белый дом Дональдом Трампом.
Арьков обращает внимание на выборы: президентские во Франции намечены на 2027 год, а парламентские в Армении — уже на 2026-й. При этом рейтинги Пашиняна и его партии стремительно падают, тогда как растут рейтинги сил, выступающих за восстановление дружбы с Россией.
Ереван сейчас пытается играть на два фронта: с одной стороны, угождая Вашингтону, предлагая Армению в качестве плацдарма для возможной военной кампании против Ирана; с другой — восстанавливая связи с Москвой, понимая, что без Кремля шансов на политическое выживание мало.
«Пашинян решил служить двум хозяевам одновременно. Публично он старается понравиться Западу, но, если конъюнктура изменится, его «любовь» к Москве вновь расцветет. При этом от евроинтеграции Армения полностью не откажется, лишь поставит её на паузу», — подытожил Арьков.