Азербайджан и Иран в поисках баланса Экспертные мнения на Caliber.Az
Помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента АР Хикмет Гаджиев принял участие в «Форуме диалога» в Тегеране. И сделанные им как во время мероприятия, так и после его окончания в медийном поле заявления внушают оптимизм относительно азербайджано-иранских отношений.
Х.Гаджиев, в частности, подчеркнул, что после визита в Азербайджан президента Ирана отношения между двумя странами вышли на новый уровень и продолжают развиваться. Как он отметил, в ходе обсуждений особое внимание было уделено вопросам формирования нового глобального порядка, регионального взаимодействия и инклюзивности, а также дальнейшему укреплению азербайджано-иранского сотрудничества с выводом его на качественно новый уровень, особенно в области экономики.
Х.Гаджиев также подчеркнул, что в регионе наблюдаются тенденции к разделению со стороны внешних сил, и Азербайджан придает особое значение укреплению связей, чтобы использовать реальные возможности для пользы своих партнеров.
«Нам необходимо создавать железнодорожную инфраструктуру и работать вместе. Мы должны определить проекты, которые можно реализовать», — сказал он.
Помощник президента особо отметил, что в настоящее время в регионе Южного Кавказа сформировались благоприятные условия для мира: «С удовлетворением можем сказать, что с момента обретения независимости Азербайджаном и Арменией сегодня созданы идеальные условия для мира в регионе, уже де-факто царят мир, стабильность в регионе».
Свои мнения о новом этапе отношений между Баку и Тегераном, а также об их влиянии на характер диалога Азербайджан - Армения корреспонденту Caliber.Az высказали азербайджанский депутат и израильский эксперт-иранист.
Как отметил депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков, Иран — это наш крупный сосед, с которым нас связывает тысячелетняя история.
«У нас общие религиозные, культурные и этнические корни. Именно поэтому нормальные, добрососедские и взаимовыгодные отношения важны не только для Азербайджана, но и для Ирана. Так или иначе, вне зависимости от политической повестки, Исламская Республика испытывает потребность в налаживании этих связей. И в данном контексте визиты Хикмета Гаджиева в Тегеран имеют особое значение, они вписываются в рамки усилий по развитию политического диалога между нашими государствами.
Конкретными практическими вопросами, особенно в сфере экономики и транспорта, активно занимается вице-премьер Шахин Мустафаев, который возглавляет межправительственную комиссию Азербайджан-Иран с азербайджанской стороны. Эти вопросы регулярно обсуждаются, и по многим из них уже достигаются конкретные договоренности», - сказал политолог.
По его словам, Азербайджан последовательно выступает за устойчивые и уважительные отношения с соседним Ираном.
«При этом мы ясно дали понять: любые попытки навязать Азербайджану некую внешнюю линию поведения — будь то со стороны Вашингтона, Москвы, Брюсселя или Тегерана — для нас неприемлемы. Мы твердо отстаиваем свою независимость и суверенитет, и ответ на такие попытки будет одинаково решительным, независимо от их источника.
В то же время, если отношения строятся на взаимоуважении и взаимной выгоде — мы только за. На мой взгляд, текущие визиты и встречи направлены именно на это. Мы надеемся, что по итогам этих контактов реализация актуальных проектов, прежде всего инфраструктурных и транспортных, получит дополнительный импульс.
Относительно армяно-иранского аспекта мы исходим из того, что в двусторонней повестке между Баку и Тегераном армянский фактор исключается. Иран может выстраивать свои отношения с Арменией — это его право. Однако в контексте урегулирования армяно-азербайджанских вопросов Иран, как и другие внешние силы, включая Европу и Россию, не играет никакой роли. Все такие вопросы решаются исключительно в двустороннем формате — между Азербайджаном и Арменией», - заявил Р. Мусабеков.
В свою очередь, израильский аналитик, иранист и журналист Михаэль Бородкин отметил, что потепление налицо - в последнее время иранские власти значительно смягчили риторику в отношении Азербайджана. Если раньше СМИ Ирана резко критиковали азербайджанскую внешнюю политику, в первую очередь дружественные отношения с Израилем и Турцией, обвиняли Азербайджан в том, что он привел на Южный Кавказ «сионистов, НАТО и пантюркистов», и угрожали всевозможными карами, то теперь тон сменился.
«Иранские СМИ, а также эксперты, до недавнего времени отличавшиеся крайне непримиримым отношением к Азербайджану, внезапно заговорили о необходимости добрососедства, важности сотрудничества, об общих интересах и т.д. Сайт AIA Global News очень хорошо продемонстрировал эту смену тона в апреле и мае 2025-го. Вместо воинственных заявлений появились призывы действовать в отношении Азербайджана мягко и последовательно. Главный посыл новой риторики — чтобы повлиять на союз Азербайджана и Израиля, динамику сотрудничества между двумя странами, нужно не угрожать, а сближаться с Баку, искать точки соприкосновения и активно укреплять связи во всех отраслях, особенно в энергетической и торгово-экономической», - отметил М. Бородкин.
По его мнению, пока еще рано говорить о том, что произошли реальные изменения в иранской политике, а смягчение тональности правильнее рассматривать как тактический прием.
«Власть в Иране по-прежнему, вот уже более 35 лет, остается в руках верховного лидера Хаменеи, так что не стоит рассчитывать на серьезное улучшение. Президент Масуд Пезешкиан вполне искренне может стремиться улучшить отношения с соседними странами, начиная с Азербайджана, но вовсе не он определяет внешнюю политику Ирана. Без существенных изменений в иранском режиме внешняя политика останется прежней — имперской и экспансионной, хотя тактические повороты в ту или иную сторону возможны.
Это особенно заметно, когда речь заходит об отношении к Израилю. Установившийся после революции 1979 года иранский режим без всяких реальных оснований, чисто по идеологическим причинам, назначил Израиль своим врагом и объявил ему войну на уничтожение. Ни Азербайджан, ни кто-либо еще не сможет убедить нынешнюю иранскую верхушку изменить эту позицию. Такие перемены возможны только изнутри и только со сменой режима или, по меньшей мере, с его серьезным идеологическим реформированием, чего мы сегодня пока не наблюдаем. Если это произойдет, то, конечно, Азербайджан мог бы быть прекрасным посредником в деле восстановления отношений», - сказал М. Бородкин.