Азербайджан – Турция - Израиль: когда энергетика сближает Статья центра BESA
На сайте Центра стратегических исследований Бегина-Садата (BESA) опубликована статья, посвящённая стратегическому энергетическому сотрудничеству между Израилем, Азербайджаном и Турцией. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Автор статьи – Элай Реттиг – доцент кафедры политических исследований и старший научный сотрудник центра BESA. Он специализируется на геополитике энергетики и национальной безопасности.
«Недавно в энергетическом ландшафте Восточного Средиземноморья произошло важное событие. Израиль окончательно утвердил лицензию на разведку газа на шельфе для консорциума, состоящего из британского гиганта bp, азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR и израильской компании NewMed Energy. Лицензия была выдана в зоне I площадью около 1 700 кв. км в северной части экономических вод Израиля. Она была выставлена на тендер в рамках четвёртого раунда торгов в 2022 году, на которых победили три компании в октябре 2023 года, но тендер был заморожен из-за начавшейся войны между ХАМАС и еврейским государством. Несмотря на опасения, что сделка может быть сорвана, недавние совместные заявления министра энергетики Израиля и министра экономики Азербайджана свидетельствуют о том, что тендер наконец-то будет реализован.
Решение SOCAR продолжить реализацию проекта в условиях войны между Израилем и ХАМАС подтверждает углубление связей между Баку и Тель-Авивом. Это партнёрство основано на взаимных интересах, которые формировались на протяжении десятилетий. Азербайджан уже почти 20 лет является самым надёжным поставщиком сырой нефти для Израиля, а договорённости о безопасности между двумя странами включают обмен технологиями и вооружением. Благодаря своему уникальному географическому положению Азербайджан также является региональным торговым партнёром Израиля, открывая возможности для израильской торговли со странами Центральной Азии и Каспийского региона.
Своевременность возобновления обязательств SOCAR отражает не только желание Баку принять участие в международных проектах по добыче газа на шельфе, но и подчёркивает тот факт, что недавние трения между Израилем и Турцией не влияют на экономические решения Азербайджана и не ослабляют азербайджано-израильское сотрудничество. На протяжении более десяти лет Баку успешно балансировал между несколькими региональными державами, включая Турцию, Россию и Иран, сохраняя при этом стратегическую глубину в отношениях с еврейским государством. Азербайджан придерживается выбранного курса, уважая союз с Израилем и не отказываясь от тесных культурных и политических связей с Турцией.
Сейчас, когда Израиль ищет новые рынки сбыта для своего природного газа, участие Азербайджана в геологоразведочных работах в израильских водах может послужить жизненно важным энергетическим мостом между Израилем и Турцией. Израильские чиновники отметили, что, если bp и SOCAR откроют значительные запасы газа, то он будет предназначен преимущественно для экспорта, а не для внутреннего потребления. Вопрос в том, куда пойдёт газ и как он попадёт на рынки.
Турция является возможным кандидатом на экспорт израильского газа, учитывая её инфраструктуру и стремление стать региональным энергетическим хабом. Эта перспектива стала набирать обороты после того, как Анкара вновь проявила интерес к подключению к Арабскому газопроводу после падения режима Асада в Сирии. Этот газопровод в основном используется Израилем для транзита газа на юг – в Иорданию и Египет, но может быть легко использован и для экспорта на север. Другим возможным маршрутом может стать подводный газопровод непосредственно в Турцию. Однако главная проблема заключается в политических, нежели в финансовых вопросах. Энергетические компании не подписывают долгосрочные экспортные сделки без гарантий того, что поставки не будут прерваны из-за политической напряжённости или проблем между покупателями и продавцами. Израильско-турецкие отношения неоднократно подвергались испытаниям. Однако возможность поставок израильского газа на крупный турецкий рынок, а оттуда в Грецию и другие страны Европы по-прежнему остаётся заманчивой перспективой для энергетических компаний.
Участие Азербайджана может стать решающим фактором, который смягчит потенциальные сбои в будущей сделке по торговле газом между Израилем и Турцией. Присутствие SOCAR в израильских водах может предотвратить прямые политические трения между Анкарой и Тель-Авивом, не требуя при этом активного участия Баку. Подобный прецедент существует в сфере экспорта нефти. Азербайджанская нефть, идущая через Турцию в Израиль, редко сталкивалась с политическими препятствиями, даже в периоды повышенной дипломатической напряжённости и турецких санкций в отношении израильской продукции.
Такая модель прагматичного экономического обмена, основанного на взаимной выгоде, способна стабилизировать энергетические потоки в условиях политических разногласий. От этого соглашения выиграют и Израиль, и Турция, и Азербайджан, который может получить коммерческую выгоду и укрепить свою репутацию надёжного партнёра в регионе. Баку также может помочь Анкаре ослабить напряженность в отношении кипрских проектов по разработке и разведке газа, которые Тель-Авив хочет поддержать. Хотя Азербайджан не обязан участвовать в решении этих региональных проблем, он может рассматривать их как возможность представить себя в качестве конструктивного игрока в регионе, представляющем интерес как для ЕС, так и для США.
Возобновление израильско-азербайджанского сотрудничества в области разведки газа на шельфе должно напомнить региональным политикам, что альянсы и энергетические партнёрства часто выходят за рамки краткосрочных политических стычек. Отношения Израиля и Азербайджана служат примером того, как две страны с общими стратегическими интересами могут углублять сотрудничество во многих областях – от обороны до энергетики и от технологий до торговли. Оба государства понимают, что их взаимодействие не только служит экономическим целям, но и укрепляет их позиции в постоянно меняющейся геополитической обстановке», – написал израильский эксперт.
Перевод: Фарах Мамедли