«Азербайджанское превосходство вызывает зависть у Тегерана» Эксперты о провокации Ирана
Как уже сообщалось, в субботу самолет ВВС Ирана с 09:44 до 10:26 совершал полеты вдоль азербайджано-иранской государственной границы. Он пролетел в 3-5 км от госграницы вдоль Зангиланского района в направлении Билясуварского района Азербайджана и обратно. В некоторых местах он пролетал над государственной границей. 11 марта посол Ирана в Азербайджане Сеид Аббас Мусави был вызван в Министерство иностранных дел АР, где ему была вручена соответствующая нота протеста.
За последние годы Азербайджан много чего видел от Ирана. Пиком напряжения стало вторжение иранских войск на территорию Азербайджана в дни 44-дневной войны и вооруженное нападение на посольство АР в Тегеране в январе этого года. По поводу нападения на дипмиссию до сих пор иранская сторона не представила хотя бы каких-то правдоподобных объяснений того, как это стало возможно. И на таком, и без того нелегком фоне, власти ИРИ осуществляют военные провокации на границе с нашей страной. Для чего и зачем? Какие вообще цели в отношении Азербайджана может преследовать правящая верхушка Ирана подобными действиями?
Своими мыслями по этому поводу поделились с Caliber.Аz известные иностранные аналитики.
По мнению доктора военных и политических наук Вахтанга Маисая (Грузия), Тегеран своими действиями провоцирует странные и опасные тенденции.
«Думаю, Иран хочет продемонстрировать свою силу. На фоне обострения его противоречий с Тель-Авивом в Тегеране опасаются, что Азербайджан, возможно, будет вовлечен в потенциальные боевые действия между Израилем и ИРИ, которые связаны с созданием ядерной бомбы иранской стороной.
Тем более, что иранское руководство почему-то воспринимает недавно состоявшуюся в Баку встречу министра разведки Израиля Гилы Гамлиэль с президентом Азербайджана как военную угрозу себе. Хотя это вовсе не так, стоит только вспомнить, что первый посол Азербайджана в Израиле на днях прямо заявил - в случае начала боевых действий против ИРИ Азербайджан ни в коем случае не предоставит свою территорию для действий ни одной из противоборствующих сторон. И это абсолютно правильная позиция.
Я думаю, здесь кроется еще и второй момент. Иран хочет продемонстрировать, что он является неким региональным гегемоном на Южном Кавказе. Поэтому он и пытается предъявить присутствие своего военного флага, если можно так выразиться.
Третий фактор заключается в том, что США сейчас превращаются в едва ли не главного медиатора процесса урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Думаю, присутствие США, их вовлеченность в региональные дела заставляют Иран как-то переформатировать свои геополитические устремления, и он полагает, что, демонстрируя свои военные силы, способен напугать кого-то. Не знаю, на что тут рассчитывает Тегеран, если не так давно Вооруженные силы Азербайджана уже показали свою высокую обороноспособность, отличную боевую выучку. То есть, они способны соответствующим образом отреагировать на любые гипотетические военные провокации со стороны Ирана», - полагает грузинский эксперт.
Израильский публицист Авигдор Эскин (Иерусалим) считает, что Азербайджан является для Ирана объектом нескончаемого раздражения.
«Северный сосед Ирана – это государство, сохраняющее гармонию между всеми слоями населения. Уровень жизни в Азербайджане намного выше. Прибавим к этому умение налаживать отношения со всеми странами мира, и мы получим целостную картину азербайджанского превосходства, которое вызывает зависть и кипение у Тегерана», - говорит он.
На севере Ирана проживает более двадцати миллионов азербайджанцев. Эти люди лишены права развивать свою культуру на родном языке и даже давать своим детям азербайджан6ские имена, отметил Эскин.
«Не случайно, что в этих регионах манифестации протеста против режима особенно заметны.
Все годы независимого существования Азербайджан стремился к добрососедским отношениям с Ираном. Но в последнее время в Тегеране берет верх агрессивная линия, включающая провокации и отличающаяся оскорбительными и вызывающими действиями. В Иране проверяют меру терпимости Азербайджана.
В Тегеране явно не учитывают того, что у Баку есть надежные партнёры и что собственный военный потенциал Азербайджана в некоторых областях мощнее иранского», - заключил Эскин.