Берлин – Баку: стена недоверия рухнула По итогам визита Алиева в ФРГ
Рабочий визит президента Ильхама Алиева в Германию можно охарактеризовать двумя словами - «четкость и энергия». Четкость как одно из главных качеств азербайджанской внешней политики. И четкость - как стержень немецкого менталитета. Понятие же «энергия» в данном контексте вообще играет всеми отблесками смыслов. Не в последнюю очередь – экономическим.
Азербайджан - важный поставщик энергоресурсов в Европу. Германия - импортер азербайджанской нефти. Кроме того, немецкая компания Uniper является скупщиком азербайджанского газа, поставляемого в Европу. В то же время ФРГ инвестирует в сферу возобновляемой энергетики АР.
Собственно, этим, а также многим другим вопросам был посвящен первый день визита Ильхама Алиева в Берлин, а именно его встреча с представителями ведущих немецких компаний. Значение этой части визита нельзя недооценивать. Выражаясь терминологией марксистской школы, встреча явила собой мощный экономический базис германо-азербайджанских отношений.
Были обсуждены вопросы сотрудничества по всем важнейшим отраслям развития Азербайджана: энергетика и трубопроводы, транспортная инфраструктура (включая порты и железные дороги), восстановление освобожденных территорий, «зеленая» энергетика (включая Карабахский экономический район), высокие технологии, а также промышленность, сельское хозяйство, финансы. Речь, скорее всего, идет о потенциальных многомиллиардных контрактах.
На следующий день визит перешел в политическую плоскость. Алиев встретился с президентом Франком-Вальтером Штайнмайером, а затем и с федеральным канцлером Олафом Шольцем. О подробностях встреч с лидерами Германии уже много говорилось в наших СМИ, но если постараться обрисовать общие контуры, то можно констатировать, что Германия подтвердила свою приверженность установлению долгосрочного мира между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного уважения территориальной целостности.
Все спекуляции армянской стороны по поводу известной оговорки Шольца во время совместной с Николом Пашиняном (во время визита последнего в Германию в начале марта) пресс-конференции фактически были отметены. Напомним, что эта оговорка была удалена из текста речи на официальной странице правительства Германии. В этот раз, отвечая на вопрос журналиста Real TV, Шольц подчеркнул, что Германия не признает независимость «нагорного карабаха».
Любой механизм может дать сбой, даже если он немецкий. Что уж говорить о людях. И немцы могут оговориться. Пресс-конференция лидеров двух стран поставила все на свои места.
К слову, армянская сторона уже успела обидеться на канцлера. «Позиция канцлера Шольца меняется в зависимости от встречи?» - вопрошает сайт Yerevan today.
«Напомним также, что Yerevan.Today направил в связи с этим (имеется в виду удаление оговорки с сайта – ред.) запрос в посольство Германии в Армении. Мы опубликуем ответ сразу после получения», - заявляет издание о своем принципиальном стремлении вывести немецкое правительство на чистую воду…
Мы тоже будем следить за новостями пытливого издания, однако заранее выражаем сочувствие коллегам при любом исходе их журналистского расследования. Представляется, что самым утешительным для них результатом будет отсутствие какой-либо реакции с Шайдеманштрассе, 2.
Расчет армянской стороны (и их французских покровителей) на гарантии со стороны Германии каких-то «особых прав» для армян Карабаха бесславно провалились. Знаменательно то, что именно визит азербайджанского президента предоставил прекрасную возможность немецким лидерам показать, что Европа не будет терпеть диктат неоимперских амбиций французского президента, какими бы прекраснодушными речами он ни прикрывался.
Стоит, пожалуй, особо подчеркнуть слова президента Штайнмайера о приверженности Германии брюссельскому формату переговоров. На фоне непрекращающихся сетований тандема Франция - Армения, пытающегося увести переговоры в пражский формат (при посредничестве Парижа), заявления президента Германии могут сигнализировать как о серьезных противоречиях во взглядах двух крупнейших стран Европы на мирный процесс на Южном Кавказе, так и о, соответственно, нежелании Германии следовать во французском фарватере.
В этой связи можно даже осторожно констатировать обретение контуров оси Брюссель-Берлин-Баку как признака здорового сотрудничества Европа - Восток на фоне глобальных вызовов. Остается надеяться, что в умах европейских элит в отношениях с Азербайджаном окончательно возьмут верх принципы справедливости и здравого смысла.