Болливудские страсти Еревана Для чего Индия вооружает Армению?
После того как в СМИ появилась информация, что Индия поставит в Армению крупную партию вооружений собственного производства на сумму более $240 млн, в Ереване тотчас заговорили о новом уровне отношений с Нью-Дели. А недавний визит министра обороны Армении Сурена Папикяна в Индию еще более повысил градус оптимизма Еревана относительно будущего армяно-индийских отношений, именно в сфере военного сотрудничества.
И вовсе не случайно индийский вояж министра совпал с выставкой оборонных технологий Defexpo 2022 в Гандинагаре. Похоже, в Ереване всерьез рассчитывают, что Индия поможет обеспечить разгромленную армянскую армию оружием. Тем более что Армения практически лишилась военных поставок РФ.
Перспектива продолжительного армяно-индийского сотрудничества представляется, однако, маловероятной. Причин тому достаточно. Во-первых, Армения – далеко не та страна, которая может заинтересовать Индию с торгово-экономической точки зрения. Что особо привлекательное может предложить мизерная и бедная страна южно-азиатскому гиганту, учитывая ее максимально ограниченные финансово-экономические и производственные возможности? Во-вторых, Армении ввиду вышеизложенного никак не светит перспектива значимого импортера вооружений индийского производства, нынешние же поставки наверняка окажутся единичными. Поэтому как бы ни разглагольствовали в Ереване по поводу якобы углубления двусторонних связей с Индией, очевидно, что все дело в желании вбить клин в отношения Азербайджана и Индии, с одной стороны, а с другой - обратить на себя внимание Москвы.
В любом случае вряд ли закупка вооружений Арменией представляет большую значимость для индийской стороны, в планы которой входят военные поставки странам Африки и бассейна Индийского океана. Как раз по этому поводу высказался на днях министр обороны Раджнатх Сингх, заявивший, что из крупного импортера Индия превратится в ведущего экспортера вооружений. К слову, в свое время эта страна была активным импортером из России, но за последние десять лет ее зависимость от российского оружия снизилась, она стала чаще закупать его у Франции, Израиля, США и Великобритании.
Между тем, вооружая Армению, Индия, безусловно, поставила под сомнение отношения с Азербайджаном, с которым у нее давние дипломатические связи и торгово-экономическое сотрудничество. Статистика товарооборота между Арменией и Индией, зафиксированная в последний раз в 2006 году, так и осталась замороженной на уровне 23 млн долларов, в то время как в тот же период товарооборот Азербайджана и Индии уже превышал 2 миллиарда долларов. В период с января по июнь текущего года товарооборот между Азербайджаном и Индией составил 895 млн. долларов США, что на 21,1% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. То есть разница в цифровых показателях по торговле Индии с Арменией и Азербайджаном весьма значительная, что подтверждает потенциальную выгоду от сотрудничества Нью-Дели с Баку, а не с Ереваном.
Нельзя забывать и об огромном значении для Индии трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан - реализация этого масштабного проекта позволила индийским компаниям закупать азербайджанскую нефть в Джейхане. В свою очередь, помимо ежегодного роста объемов экспорта азербайджанских товаров в Индию, Азербайджан закупает индийскую фармацевтическую продукцию, пищевые продукты, текстиль. То есть если Армения с Индией находятся на стадии первичных контактов, то у Азербайджана с ней давние торгово-экономические связи. Учитывая этот немаловажный нюанс, резонно, что отнюдь не дружественный жест индийского правительства, связанный с поставками вооружений в Армению, вызывает справедливое недовольство азербайджанской стороны.
Если же называть вещи своими именами, то Индия отнюдь не гнушается вооружать страну-агрессора, невзирая на напряженность в армяно-азербайджанских отношениях и будучи достаточно осведомленной о захватнической политике Армении. Причем это не первая военная сделка Индии с оккупантом. Еще в марте 2020 года, после разгромного поражения Армении во Второй Карабахской войне, Индия заключила с ней оборонное соглашение стоимостью 40 млн долларов на поставку четырех радаров Swathi местного производства по себестоимости. Тогда Баку не стал раздувать этот явно провокационный жест индийской стороны, дав Нью-Дели еще один шанс сохранить прежние отношения с Азербайджаном.
Само собой, что обострение азербайджано-индийских связей напрямую особо устроит Армению. Примечательно, что Ереван выказывает приверженность к проиндийской политике, в частности в вопросе принадлежности Кашмира в конфликте с Пакистаном, и выражая неприязнь Исламабаду как к ближайшему союзнику Баку. Однако тесные союзнические отношения между Азербайджаном и Пакистаном отнюдь не направлены против интересов третьих стран, в частности Индии. Если сравнивать политику, проводимую ею в отношении Азербайджана, то именно мы вправе выражать недовольство его внешнеполитической направленностью, а не наоборот. Достаточно вспомнить, что Индия лишь первые годы после окончания Первой Карабахской войны проявляла нейтралитет к армяно-азербайджанскому конфликту, но придерживалась такой линии недолго, вскоре пересмотрев свою позицию в пользу Армении.
Именно Индия в марте 2008 года впервые открыто встала на сторону Армении, отвергнув на заседании Генассамблеи ООН предложенную Азербайджаном резолюцию, в которой «нкр» признавалась оккупированной армянами территорией. Тогда против этого решения проголосовало лишь семь государств, и это заставило Азербайджан расценить действия Индии как поддержку сепаратизму. Непоследовательная политика Нью-Дели в столь чувствительном для Азербайджана вопросе хоть и не стала тогда поводом для разрыва отношений двух стран, однако к определенному их охлаждению все же привела.
Несмотря на то, что Баку не стал предпринимать резких шагов, позже, во время Второй Карабахской войны, Индия принялась оказывать Армении информационную поддержку, освещая события с проармянской позиции. Газета Indian Express, к примеру, опубликовала статью о том, как обучавшиеся в Ереване индийские студенты собирали гумпомощь для армянских солдат. А издание India Today написало, что если армянам не удастся остановить явившихся в Карабах протурецких наемников, завтра они могут оказаться с оружием в руках в Кашмире.
Аналогичным образом Индия выказывает далеко не нейтральную позицию и в отношении Турции - самого близкого союзника Азербайджана. В частности, отдельные деятели в Индии настойчиво призывают признать так называемый «армянский геноцид». Правда, на официальном уровне Нью-Дели продолжает воздерживаться от юридической оценки событий 1915 года, однако индийские дипломаты периодически употребляют в своих заявлениях словосочетание «геноцид армян», что тоже ставит под сомнение будущее турецко-индийских отношений, которые и сейчас нельзя назвать теплыми. Очень может быть, что причиной натянутых отношений стала прежде всего растущая роль Турции в региональной и мировой политике. Это явно напрягает Индию и автоматически сказывается на отношениях Нью-Дели с Баку. Учитывая дружбу, взаимное уважение и взаимное признание нерушимости границ и суверенитета Турции, Азербайджана и Пакистана, готовность Индии поддержать Армению в военной сфере похожа на демарш против всех трех стран, у которых проблемные отношения с Ереваном.
Постепенно втираясь в доверие южноазиатского гиганта, Армения скорее всего рассчитывает заработать как политические, так и материальные, в виде продолжительных поставок индийских вооружений, бонусы, рассчитывая, что подтолкнет таким образом Нью-Дели к дипломатическому разрыву с Азербайджаном. Хватит ли у руководства Индии политической мудрости и такта отказаться от незавидной перспективы сотрудничества с Арменией и постараться вернуть расположение Баку, чтобы восстановить обоюдовыгодное сотрудничество с Азербайджаном, покажет время. Пока же шаги руководства Индии свидетельствуют о том, что там еще неоднократно наступят на одни и те же грабли, рискуя окончательно утратить доверие и Баку, и Анкары.