Две «Р» армянской экономики Как долго удержится ВВП Армении на реэкспорте и релокантах?
Вполне очевидные факты крайней зависимости армянской экономики от торгово-экономических связей с Россией, основанных на реэкспорте подсанкционной продукции и оказании банковско-посреднических услуг, уже давно обсуждаются на экспертном уровне. Сегодня эта опасная зависимость открыто признается и правительством «страны камней». О весьма значительном объеме реэкспорта из Армении в РФ в 2023 году сообщил министр финансов Армении Ваге Ованнисян, выступая на проходящих в эти дни парламентских слушаниях отчета о реализации госбюджета страны за 2023 год. Тем не менее, построенный на спекулятивных факторах рост армянского ВВП несет серьезные долгосрочные угрозы внутреннему производству, снижая конкурентоспособность промышленности и сельского хозяйства.
«В 2023 году реэкспорт из Армении в Россию вырос на 76,8%, а экспорт товаров армянского производства — на 7,5%. Представители правительства ранее никогда не раскрывали такие данные — даже в процентном соотношении», — заявил министр финансов Армении Ваге Ованнисян, выступая в Национальном собрании на совместном заседании постоянных парламентских комиссий. По словам главы Минфина, объем экспорта из Армении в РФ в прошлом году достиг примерно $3,419 млрд.
Здесь уместно напомнить, что фактор реэкспорта стал весьма крупной статьей в армяно-российских внешнеторговых отношениях с 2022 года в условиях обострения российско-украинского конфликта и введения коллективным Западом антироссийских санкций. На этом фоне армянские посредники, в том числе экспедиторские, транспортные компании, в массовом порядке заказывали бытовую электронику и электротехнику, станки и промышленное оборудование, различные комплектующие в странах ЕС, США, Юго-Восточной Азии, ОАЭ. Большинство из перечисленных выше товарных групп относится к продукции двойного назначения, и эти товары, по сути, без распаковки контейнеров после оформления на армянской таможне уже с новыми накладными документами перегружались на трейлеры, следующие в Россию. Примечательно, что после начала войны в Украине объем торговли Армении со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вырос в пять с лишним раз, причем в основном из-за существенного реэкспорта оборудования. В частности, армянский реэкспорт оборудования в находящуюся под санкциями Беларусь вырос в семь раз — с $3 млн до почти $27 млн. В свою очередь, с Кыргызстаном экспорт (преимущественно оборудования) резко вырос по сравнению с 2015 годом — почти в 80 раз.
В целом, согласно данным прошлогоднего отчета Fitch Ratings, поставки товаров из Армении в РФ с 2021 года увеличились на 300%. В минувшем году в совокупном объеме поставок доля армянского реэкспорта возросла на 80,6%, в то же время собственная продукция армянских производителей увеличилась лишь на 4,4%. Вполне очевидно, что промышленное производство стагнирующей экономики «страны камней» самостоятельно не в состоянии обеспечить столь значительный объем поставок продукции, не говоря уже о сельском хозяйстве, демонстрирующем спад уже третий год кряду. В период 2022–2023 годов наблюдалось массовое участие армянских банков и иных финансовых структур в оказании посреднических услуг российским компаниям и иным резидентам, осуществляя банковские платежи в обход санкций. Однако из-за недвусмысленного давления Запада с конца 2023 года Ереван был вынужден несколько ограничить интенсивность сомнительных финансовых операций в обход санкций.
Еще одной важной статьей доходов «абрикосовой» республики стал прием российских релокантов и оказание туристических услуг. «В 2023 году Армению посетило 2,317 млн туристов с ростом на 39% относительно показателей предыдущего года», — сообщил, выступая в парламенте, министр финансов Ваге Ованнисян. Однако, по мнению ряда армянских экспертов, спекулятивный эффект, связанный с наплывом релокантов, не поддержал развитие реального сектора экономики. Напротив, это привело лишь к росту цен на аренду квартир, гостиничные, транспортные, сервисные услуги, а также расценки в общепите, торговых сетях. Прибыли от туризма оседают в нишевых сегментах экономики, а страдают от роста цен рядовые граждане Армении: так, в прошлом году только авиабилеты в направлении Армении подорожали на 30%.
«Опубликованный статистическим комитетом рост ВВП Армении на 9,2% в первом квартале 2024 года был получен в результате некорректного расчета, на самом деле этот показатель находится в районе 6%», — полагает директор Армянского центра социально-экономических исследований (ACSES), экономист Айказ Фаньян. По словам эксперта, наибольший рост — 31,1% — по данным Статкома зафиксирован в обрабатывающей промышленности, однако такой рост в этой сфере в основном обусловлен реэкспортом ювелирных изделий. «А в ювелирном секторе доминируют сделки, которые носят характер реэкспорта, причем исходные материалы практически не обрабатываются. Довершает эту картину расчет НДС: если исключить эффект ювелирной отрасли, рост, вероятно, составит около 6%», — подчеркнул руководитель ACSES. Здесь уместно напомнить, что в 2023 году из Армении было экспортировано золота на $1,8 млрд и бриллиантов на $589 млн долларов, собственно, именно за счет этих показателей в 2023 году объемы армянского совокупного экспорта увеличились на 55%. Основными направлениями экспорта являются Объединенные Арабские Эмираты и Гонконг (КНР), а страной происхождения золота и бриллиантов — Россия.
А что же, собственно, происходит в реальном секторе экономики Армении, не затронутом фактором реэкспортных спекуляций и наплыва туристов? Согласно данным официальной статистики, в первом квартале 2024 года зафиксирован пятипроцентный спад в горнодобывающей промышленности — некогда «локомотиве» армянской экономики. На 3,2% снизились доходы в сфере связи и информации, а в строке «Государственное управление и оборона: обязательное социальное страхование» и вовсе наметился обвал в 13,2%. Трагичная ситуация складывается в сфере сельского хозяйства «абрикосовой» республики: в 2021 году в этом секторе был зарегистрирован спад на 1,1% до 933 млрд драмов, по сути, нулевые показатели наблюдались в 2022 году, стагнация продолжилась в 2023 году, когда валовая продукция агросектора сократилась в годовом исчислении на 0,3%, составив 948 млрд драмов. Заметного роста в агарной отрасли Армении не наблюдалось и в текущем году, однако, согласно данным армянской статистики, экспорт на российский рынок с 1 января по 20 апреля 2024 года составил 20,8 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года в 1,9 раз. Как же такое возможно? Судя по информации ряда армянских СМИ, здесь, вероятно, также не исключен спекулятивный фактор перекупок в третьих странах. Напомним, что в прошлом армянский бизнес уже занимался переупаковкой иранских молочных продуктов, сливок, сливочного масла с последующей поставкой в РФ. В итоге в апреле прошлого года Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзор» наложила запрет на ввоз и реализацию на российском рынке всей произведенной в Армении молочной продукции.
Большинство международных и армянских экспертов полагает, что эффект спекулятивного роста армянского ВВП, по сути, полностью зависит от реэкспортных операций со странами ЕАЭС, и в случае изменения внешней конъюнктуры на треке взаимоотношений Запада и РФ Армения может молниеносно потерять все свои торговые преимущества, что обернется лавинообразным обвалом экономики. В итоге в сухом остатке от кратковременного валютного дождя, оросившего скудные пажити «страны камней», остались лишь будущие инфляционные риски, вынужденное ослабление курса национальной валюты (драма), растущий государственный долг, дефицит бюджета и т. д. Впрочем, даже сегодня, на фоне ощутимого притока иностранной валюты, усилившего курс драма к доллару, в Армении наблюдается развитие классической «голландской болезни», когда импорт обходится дешевле внутреннего сравнительно дорогого производства, лишая последнее каких-либо перспектив роста.
«Говоря откровенно, экономика Армении уступила свои прежние позиции и в сфере IT-технологий, Беларусь, Россия и Казахстан уже давно вырвались вперед. Армения сегодня, мягко говоря, не блещет в плане деловой эффективности, мы неконкурентоспособны ни в одной отрасли, сегодня по этому показателю мы ниже нуля — в минусе. В этом смысле у нас сейчас вакуум и неопределенность, что является серьезнейшей угрозой для экономической безопасности», — заявил недавно руководитель исследовательского центра «Альтернатива» Татул Манасерян. По словам эксперта, основными драйверами роста вновь выступают реэкспорт и релоканты, и если эти факторы не сработают, то в экономике Армении будет серьезный спад.