Экономика в приоритете: Анкара и Москва последовательно расширяют торговые связи Обзор Caliber.Az
Российско-турецкие торгово-экономические отношения в последние десятилетия стабильно развивались, причем растущий год от года взаимный интерес бизнес-элит двух стран помогал в кратчайшие сроки преодолевать политические кризисы, как, например, после событий ноября 2015 года, в период пика сирийского кризиса. Более того, взаимовыгодное деловое сотрудничество перевешивало и все попытки армянских лоббистов и их западных кураторов сыграть на политических противоречиях Анкары и Москвы, столкнув две страны. Ну а сегодня, в условиях жестких антироссийских санкций, транспортные, торговые, инвестиционные связи с Турцией рассматриваются РФ в качестве ключевого вектора развития на долгосрочную перспективу.
Война в Украине сыграла роль триггера, обвалившего устоявшуюся десятилетиями геополитическую картину мира, изменившего традиционные транспортно-логистические и торговые цепочки на Евразийском континенте. Усиление санкционного давления на Россию, в том числе закрытие европейскими странами воздушных, морских и сухопутных границ, вынуждает российских грузоперевозчиков искать альтернативные маршруты, а экспортеров - новые рынки сбыта энергоносителей, а также химической, металлургической, аграрной и иной продукции. В этом плане у российской экономики осталось не так уж много альтернативных направлений: наряду с Индией и в особенности с Китаем через дальневосточные порты и пограничные сухопутные хабы РФ продолжает товарооборот еще с несколькими странами Юго-Восточной Азии, экспортируя в основном углеводородное и иное сырье, и закупая необходимые ей потребительские товары, а также оборудование и высокотехнологичные IT-комплектующие, преимущественно с использованием схем «серого» импорта.
В свою очередь ключевым вектором для российской торговли и транзита в ближневосточном регионе стала Турция, единственная из стран НАТО не присоединившаяся к антироссийским санкциям. Здесь необходимо уточнить, что в политическом плане Анкара последовательно поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины в пределах признанных ООН границ этой восточноевропейской страны. Также Анкара оказывает Киеву гуманитарную помощь, поддерживая соседа по региону посредством различных инициатив, как, например, заключенного в конце июля соглашения по «зерновому коридору» и т.д.
В то же время, поступая предельно прагматично, Турция не спешит сворачивать деловые связи с Россией, тем более что с учетом быстро меняющихся реалий умение ладить со всеми мировыми векторами силы лишь укрепляет позиции Анкары. Более того, в обстоятельствах разрушения однополярного миропорядка и сворачивания глобалистской концепции единого рынка географическая диверсификация экспорта крайне необходима самой Турции.
В частности, в последние несколько лет российско-турецкий товарооборот неизменно находился на уровне $20 млрд, и лишь дважды приближался к пиковым значениям - $23,3 млрд в 2015 и $26 млрд в 2021 году, причем в прошлом году объем взаимной торговли возрос сразу на 57%. Однако в 2022 году торговые показатели могут превысить эти показатели в два и более раза. Так, согласно прогнозам замглавы Минэкономразвития РФ Владимира Ильичева, по итогам текущего года российско-турецкий товарооборот может достичь $60 млрд, и с учетом высокой годовой динамики, возможно и больших объемов. «Данные за девять месяцев текущего года свидетельствуют, что товарооборот с Турцией уже достиг $47 млрд. В основном этот рост обеспечен за счет поставок российских энергоресурсов, однако наблюдалось увеличение торговли несырьевыми товарами - на 19%, до $10,5 млрд. В целом, ожидаемо, что по итогам этого года достижим рост товарооборота в два с лишним раза относительно показателей прошлого года», - отметил В. Ильичев.
Аналогичного мнения придерживается и глава Российско-турецкого делового совета Наки Карааслан, полагающий, что к концу 2022 года Россия и Турция могут дойти до отметки $60 млрд, если центробанкам двух стран удастся предотвратить потери, вызванные курсовой разницей.
Еще более оптимистично настроен директор Российско-турецкого делового совета (РТДС) Алексей Егармин, полагающий, что с учетом меняющейся конъюнктуры совокупный объем российско-турецкой торговли в ближайшей перспективе приблизится к знаковой отметке в $100 млрд – целевому показателю, сформулированному главами Турции и России еще в 2018 году. О возросшем значении турецкого экспорта свидетельствует тот факт, что по объемам поставок в Россию в сентябре Турция потеснила Германию, заняв третье место после Китая и Беларуси.
Вместе с динамичным ростом торговых отношений, две страны реализуют многочисленные проекты в других направлениях. Например, в условиях санкционного режима основной поток российских отдыхающих в этом году направился на курорты Турции, где в январе-июле 2022 года побывало порядка 2,2 млн россиян, что на 41,46% больше по сравнением с аналогичным периодом 2021 года. Весьма эффективно сотрудничество двух стран в сфере энергетики: интенсифицируется процесс строительства АЭС «Аккую» в турецкой провинции Мерсин, также планируется расширить поставки по газопроводам «Турецкий поток» и «Голубой поток», в связи с чем Анкара изучает предложение Москвы относительно формирования в Турции газового хаба. «В результате наших переговоров с Россией мы обеспечим распределение природного газа через «Турецкий поток» в Европу и другие регионы», - об этом на днях заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе выступления перед членами правящей Партии справедливости и развития в Анкаре.
В целом, важным фактором, способствующим динамичному росту торгово-экономических связей двух стран, является реэкспорт через турецкий рынок ряда промышленных товаров в РФ: так, в последние месяцы в Турции было открыто около 730 компаний с российским капиталом, осуществляющих посредническую деятельность. В то же время, высокая деловая активность обусловлена усилиями по поэтапному переводу финансовых операций на национальные валюты: не так давно Анкара стала приобретать российский газ за рубли. Расчеты в рублях и лирах позволяют нивелировать фактор отключения российских банков от системы международных расчетов SWIFT. В свою очередь, турецкие отели подключают российские платежные системы, которые позволяют принимать не только российские карты «Мир», но и Visa и Mastercard, эмитированные банками РФ.
Однако, усиление экономического сотрудничества Анкары и Москвы вызывает настороженность у ЕС и США, причем последние предупреждают турецкие банки и бизнес о возможности применения вторичных санкций. Причем особую активность в антитурецкой пропаганде проявляют различные армянские лоббистские группы, а НПО и «активисты» в СМИ всячески пытаются создать отрицательный образ Турции, помогающей агрессору России.
Прибывшая в Турцию в конце октября делегация американского правительства поставила в известность турецкие деловые круги о недопустимости сотрудничества с компаниями с 75% российским капиталом и с российскими олигархами, а также прием российских платежных инструментов турецкими банками, в обход санкций.
В этой непростой ситуации в Анкаре достаточно гибко реагируют на внешнее давление, стараясь сохранить баланс интересов, и не поступиться базовыми интересами страны. Так, в середине сентября пять турецких банков приостановили обслуживание карт «Мир», однако на заседании правительства 26 сентября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил профильным министерствам проработать иные альтернативы использованию в стране платежной системы «Мир». Еще более последовательно Анкара отстаивает свое право вести торговлю в национальных валютах. Так, на днях глава отдела экономической политики партии «Родина» Хакан Топкурулу сообщил изданию Aydınlılk, что торговля газом ведется в национальных валютах Турции и России без использования мировой резервной валюты - доллара в перерасчетах, это абсолютно законно и США не могут вмешиваться в эти процессы. «Российско-турецкие финансовые связи носят совершенно законный характер, и Турция не станет вести себя таким образом, который привел бы к нарушениям правил международной финансовой системы», - сообщил недавно газете Financial Times министр казначейства и финансов Турции Нуреддин Небати. Добавив, что в Турцию все приходит законным путем, министр констатировал, что антитурецкие силы в мире преднамеренно поднимают вопросы по поводу незаконности финансовых связей с РФ, но эти усилия тщетны и бесперспективны.
Еще более бесперспективны действия Армении и ее западных спонсоров сорвать усилия Турции и Азербайджана расширить транспортное сотрудничество по «Среднему коридору», в том числе попытки не допустить создание Зангезурского коридора. По мнению российского эксперта, научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, в связи с усилением санкционного давления Россия последовательно расширяет сотрудничество с Турцией, и в этом плане для Москвы крайне приоритетно формирование реализации комплекса начинаний по развитию транспортного коридора «Север-Юг», а также создания логистической инфраструктуры Зангезурского коридора в Азербайджане и других странах Южного Кавказа. Сегодня этот регион обретает особую значимость как с точки зрения торгового партнерства, так и в качестве некого транзитного моста для российско-турецкой торговли.