«ЕС Армении не светит, придется ей обращаться за сотрудничеством к Турции» Соукуп и Рар на Caliber.Az
Премьер-министр Армении Никол Пашинян поддержал инициативу проведения референдума о членстве страны в Европейском Союзе (ЕС). Об этом заявил глава Европейской партии Армении Тигран Хзмалян. Он отметил, что Центральная избирательная комиссия страны завершила кампанию по сбору подписей для обсуждения проекта референдума, и в ближайшие дни документ будет представлен в парламент.
По словам Хзмаляна, если проект не получит поддержку законодательного органа, то кампания будет проведена повторно, и если удастся собрать 300 тысяч подписей, то всенародное голосование состоится без решения законодательного органа.
Но к чему это всё может привести в практическом смысле? На что рассчитывают Пашинян и его команда? Даже если всенародный референдум большинством голосов предпочтет вступление Армении в ЕС, то повлияет это само по себе на официальный Брюссель? Вопрос в том, стремятся ли сейчас в руководстве ЕС к расширению границ этого союза? И каковы вообще перспективы Армении на вступление в Евросоюз с учетом того политического и экономического состояния, в котором она находится?
Своими соображениями на сей счет согласились поделиться с Caliber.Az европейские аналитики.
Эксперт по постсоветским странам, корреспондент отдела международной жизни на Чешском Радио (Прага) Ондра Соукуп подчеркнул, что Армения не единственная и не первая страна, которая будет проводить референдум о вступлении в ЕС, или же пытаться законодательно закрепить евроатлантическую интеграцию.
«Мы знаем, что в Молдове в этом году прошел такой референдум одновременно с президентскими выборами. Мы знаем, что в Грузии это уже давно было закреплено в конституции, и теперь это тоже играет определенную роль в нынешнем политическом кризисе в этой стране. То есть, все эти голосования выполняют, прежде всего, декларативную функцию. Отчасти и какую-то политическую. Вот, например, молдавский президент Майя Санду таким образом пыталась повысить явку граждан на выборы, мобилизовать свой электорат», - напомнил специалист.
Но, конечно же, подчеркнул он, это всё не имеет ничего общего с какими-то реальными сроками вступления той или иной страны в Евросоюз, потому что такой вопрос должны согласовать меж собой сами действующие государства-члены ЕС.
«То есть, эти референдумы – это некое обозначение ориентира, политическое заявление. Они, конечно, могут как-то помочь в ходе переговоров с Брюсселем, но это никак не означает, что сразу же та или иная страна, в том числе Армения, может в какой-то обозримой перспективе вступить в Евросоюз», - отметил Соукуп.
Немецкий политолог, профессор Института международной политики WeltTrends (Потсдам) Александер Рар заявил, что, по его мнению, данные решения Пашиняна чисто символические.
«Он хочет всему миру доказать свою приверженность прозападному курсу. Пашинян демонстрирует разрыв с Россией. Но на что он может надеяться? Повторится ситуация как в Украине в 2014-м - Россия закроет свою торговлю и связи с Арменией, а у Еревана не будет достаточной поддержки со стороны Евросоюза и Запада. И придется армянам обращаться за экономическим сотрудничеством к туркам», - допускает профессор.
С Ираном Ереван тоже не сможет сотрудничать - по политическим причинам, считает он.
«В ЕС Армению не примут, у Евросоюза сейчас другие заботы. Кроме того, не хватает денег для расширения союза, да и в Брюсселе нет консенсуса по будущему принятию Армении. Думаю, что армяне сами это понимают и результаты референдума не будут столь однозначны, как пытаются это представить в Армении», - предрек Рар.