«Если протестное движение в Иране обретет лидера – режим обречен» Садыхов о перспективах Пехлеви
Активизация наследника иранского шаха Резы Пехлеви на политической арене – повод для серьезного беспокойства режиму мулл в Тегеране. Причем в этот раз, похоже, все очень серьезно: Запад в том, что касается потенциальных лидеров, по «иранскому вопросу» вроде бы определился.
Ход достаточно верный, поскольку часть иранского общества готова поддержать притязания Резы Пехлеви. И не случайно именно ей адресовал свое послание сын иранского шаха в интервью мировым СМИ, назвав народные волнения «революцией» и заявив, что «этот процесс приветствуется и поддерживается всеми свободолюбивыми людьми мира» и что только так можно «превратить Иран в свободную страну».
Что касается теракта в отношении посольства Азербайджана, то Реза Пехлеви заявил, что иранский режим игнорирует международные законы. Нападение на посольство Азербайджана в Тегеране является нарушением международного права.
Надо сказать, что заговорил он о нападении на азербайджанскую дипмиссию не случайно. Как известно, Реза Пехлеви кровно связан с народом Южного Азербайджана: мать наследника – Фарах – этническая азербайджанка.
«Каждый человек, проживающий на территории Ирана, должен с уважением относиться к жителям Южного Азербайджана», - потребовал он в своем интервью, явно рассчитывая на поддержку протестных масс из этого региона Ирана.
Сможет ли Реза Пехлеви стать тем, кто в случае своего прихода к власти обеспечит соблюдение прав иранских азербайджанцев и сделает Иран дружественным Азербайджану государством, отрешившись от всех токсичных приоритетов нынешнего иранского режима? А главное, способен ли сам народ Ирана сплотиться вокруг нового лидера?
Как отметил в беседе с Caliber.Аz азербайджанский политолог, дипломат Фикрет Садыхов, очевидно, что мировое сообщество в лице мировых держав твердо нацелено на смену режима муллократии в Иране.
«И совсем не случайно в Мюнхен был приглашен сын бывшего шаха. Думаю, что именно в нем Запад видит нового лидера демократического Ирана, делая ставку на тех, кто находится за рубежом, в изгнании, в иммиграции, и активно выступает против нынешнего иранского режима», - полагает политолог.
Устраивает ли Азербайджан фигура Пехлеви, как считает Ф.Садыхов - отдельный вопрос, во всяком случае это человек западной цивилизации, демократических убеждений, несмотря на то, что вырос в монархической семье.
«И главное - вырос под опекой матери-азербайджанки», - подчеркивает эксперт.
Тем не менее многое, по его словам, зависит от отношения представителей нового режима к азербайджанцам Ирана.
«Здесь могут возникнуть какие-то коллизии, но есть и другой важный фактор, ведь, по сути, азербайджанское население составляет ядро протестного движения. И потому вряд ли новый руководитель в случае прихода к власти будет игнорировать его интересы.
Но я думаю, что, помимо этнического вопроса, есть и другие важные моменты. Здравомыслящий политик, который, надеюсь, станет новым руководителем Ирана, должен сознавать, что это все же многонациональное государство, состоящее из многих национальных групп, народов. А азербайджанцы – уже давно не меньшинство, а народ, представляющий вообще значительную силу в Иране. И опираться ему надо именно на это большинство, потому что прогресс, реформы, дальнейшее экономическое процветание будут основаны на взаимном согласии с населением, которое сегодня протестует против иранских клерикалов и радикалов, находящихся у власти», - подчеркнул Ф. Садыхов.
По мнению политолога, Пехлеви пригласили в Мюнхен именно с целью послушать, как он представляет будущее Ирана, определить его способности руководить этой страной, противостоять муллократии, как говорится, выяснить его «программные цели».
Что касается массовых протестов в Иране, то, по наблюдениям Ф.Садыхова, они каждый раз происходят с «тенденцией к затуханию».
«Протестующих преследуют, проводят репрессии, их пытают, вешают – и это все не останавливает их. Но пока все носит стихийный характер, потому что не прослеживаются силы, которые бы повели протестующих на свержение власти, определили бы стратегические задачи, цели, программу, по которой надо действовать. Именно этой силы им не хватает. Если Реза Пехлеви – сын шаха сможет это сделать, тогда, конечно, - определенного успеха они добьются, в противном случае все будет носить по-прежнему такой же стихийный, беспорядочный характер», - резюмировал политолог.