FAO призывает не расслабляться: снизится ли продовольственная инфляция в Азербайджане? Расклад Caliber.Az
Согласно опубликованным на днях обновленным данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в ноябре-декабре прошлого года наметился устойчивый тренд на снижение цен на растительные масла, зерновые, мясо, ряд других продуктов питания. Тем не менее уровень продовольственной инфляции все еще достаточно высок, и этот негатив наиболее ощутим в самых бедных странах мира.
Высокие цены на продукты питания остаются проблемой номер один и в большинстве государств постсоветского пространства, в том числе и для Азербайджана. Увы, но помимо фактора глобальной инфляции местный продуктовый рынок находится под давлением монополий, весьма избирательной политики крупных торговых сетей и неэффективной логистики поставок фермерской продукции в города.
Как отмечается в новом обзоре FAO, наметившаяся еще с марта минувшего года тенденция некоторого снижения мировых цен на продовольствие еще более усилилась в декабре 2022 года. Цены на продовольствие в 2022 году по сравнению с 2021-м выросли на 14,3%, что на 1% ниже их значения годом ранее. Однако по данным профильной структуры ООН, в прошлом месяце индекс продовольственных цен составил 132,4 пункта, что уже на 1,9% ниже показателя ноября. Данный тренд был обусловлен резким падением мировых цен на растительные масла, а также небольшим снижением цен на зерновые (-1,9%), говядину и мясо птицы (-1,2%). Наибольший спад индекса цен обеспечили растительные масла – снижение на 6,7% в декабре относительно ноября стало самым низким показателем с февраля 2021 года. Этому, по мнению специалистов FAO, способствовало падение мировых котировок пальмового, соевого, рапсового и подсолнечного масел, а также наблюдаемый в ноябре-декабре спад цен на сырую нефть. Последнее привело к спаду спроса на масличные культуры - основное сырье для производства «зеленого» топлива - биодизеля.
По оценкам главного экономиста FAO Максимо Тореро, новые тенденции на продовольственном рынке - весьма позитивный тренд, особенно на фоне двух очень нестабильных лет. В то же время специалист профильного подразделения ООН полагает, что глобальные риски для продовольственной безопасности достаточно высоки: с конца прошлого года растут мировые цены на рис, кукурузу, свинину, баранину, молочные продукты, и в целом расценки на базовые виды продовольствия по-прежнему находятся на весьма высоком уровне. В силу геополитических конфликтов сохраняется неопределенность с логистикой поставок продуктов питания в 2023 году.
Согласно опубликованным в прошлом году многочисленным прогнозам FAO, высокие цены на азотные и фосфатные удобрения, прошлогодний неурожай злаковых, а также сложности вокруг экспорта украинской и российской аграрной продукции повышают риски сохранения высоких цен на зерновые и другие продукты в 2023 году. И наряду с хлебом и иной мучной продукцией, сохранение высоких цен на фураж для животных и птицы ведет к росту цен на яйца, мясомолочную продукцию. Все это увеличивает риски прежде всего для слаборазвитых государств с неразвитой диверсификацией продовольственного рынка, недостаточным объемом перерабатывающих мощностей в агропроме и низким уровнем импортозамещения. По оценкам FAO и других профильных структур ООН, в целом число голодающих людей в мире с допандемического 2019 года выросло на 150 млн человек, перевалив за 830 миллионов.
В плане уровня продовольственной безопасности эксперты FAO относят Азербайджан к числу сравнительно благополучных стран, занимающих высокие позиции в постсоветском регионе. За три десятилетия независимости в республике сформирован достаточно развитый аграрно-промышленный комплекс (АПК), и еще около десяти лет назад FAO включила нашу страну в список государств с самым низким уровнем голода - менее 5%. По оценкам структуры ООН, уже к 2013 году уровень импортозамещения в сфере животноводства и птицеводства достиг в Азербайджане 92%, а производство плодоовощных, бахчевых и вовсе приблизилось к ста процентам. Ну а средний показатель аграрного импортозамещения в последние годы уверенно держался на уровне 70-80 процентов благодаря налаживанию массового товарного производства местными агропарками и крупными фермерскими хозяйствами.
Однако продолжавшийся около двух лет глобальный пищевой кризис вскрыл ряд существенных лакун в продовольственной безопасности Азербайджана: республика все еще сильно зависима от импорта масличных и зерновых, прежде всего продовольственной пшеницы - порядка 60% всех потребностей удовлетворяется за счет внешнего ввоза. Львиная доля внутреннего спроса на сливочное масло, твердые сорта сыров, некоторых других видов молочной продукции, морепродукты и тропические фрукты также обеспечивается за счет импорта.
Наконец, местные перерабатывавшие и пищевые предприятия весьма сильно зависят от внешних поставок комбикормов для птицефабрик, кормовых добавок, витаминной продукции, вакцин для животноводства, а также от ввоза специальной упаковки, тары, комплектующих, специального оборудования, удобрений и пестицидов для сферы растениеводства. Очевидно, что по всем перечисленным позициям фактор импортируемой инфляции весьма негативно сказался на росте цен не только на импортное продовольствие, но также увеличил издержки у местных производителей, закупающих сырье и комплектующие за рубежом.
В итоге на продовольственном рынке страны уже год с лишним наблюдаются кризисные процессы: согласно данным Центробанка Азербайджана (ЦБА), к ноябрю 2022 года продовольственная инфляция в стране составила 20,1% (относительно ноября 2021), в то время как совокупный среднегодовой рост потребительских цен за 11 месяцев достиг 13,8%, лишь несколько снизившись относительно показателей октября.
В бюджетном прогнозе на 2023 год правительство оценивает среднегодовую инфляцию в пределах 6,9%, то есть вдвое ниже, чем в минувшем году. Тем не менее, согласно данным недавнего мониторинга, проведенного ЦБА, 81,9% домашних хозяйств в Азербайджане ожидает дальнейший инфляционный рост в новом году. Аналогичное мнение высказывают и многие субъекты торговли и услуг. «По оценкам международных экспертов, лишь в 2024 году уровень инфляции во многих странах вернется в коридор, прогнозируемый регуляторами. Текущая геополитическая ситуация в мире характеризуется высокой неопределенностью, что сохраняет риск того, что уровень инфляции будет выше прогнозируемых коридоров», - говорится в недавнем заявлении ЦБА.
Уложится ли в прогнозные параметры госбюджета среднегодовая инфляция, станет ясно лишь во второй половине года, однако вероятней всего дальнейшего роста цен в продовольственном сегменте республики избежать не удастся. В частности, в минувшем декабре и в первую декаду текущего января подорожала говядина, килограмм которой реализуется по 14-16 манатов, а цены на баранину выросли до 19-20 манатов за кг. Чуть подросли ценники и на некоторые виды фруктов и картофель, крупы, йогурты, сливочное масло и т.д.
Однако импортируемая инфляция далеко не единственный негативный фактор, влияющий на местный рынок, нередко некоторые предприниматели и перекупщики, воспользовавшись глобальным подорожанием, искусственно завышают рыночные цены. Необходимость предотвращения подобной практики не раз озвучивалось главой государства, депутатами парламента, экспертами.
Очевидно, что в условиях рыночной экономики применение картельных административных механизмов для снижения цен - занятие бесполезное и даже вредное, влиять на ценовой фактор нужно прежде всего рыночными методами, увеличивая предложение. В этих целях в Азербайджане реализуется ряд мер по усилению продбезопасности: в структуре расходов госбюджета на 2023 год вложения в сельское хозяйство составят 1,202 млрд манатов, что на 20,5% превышает прошлогодние показатели, начата реализация ряда программ по повышению производительности в секторе зерноводства, в том числе посредством развития земледелия в Карабахском регионе. Усилиями Агентства государственных резервов формируется структура продовольственных запасов, и часть импортируемого и произведенного в стране продовольствия будет резервироваться на складах Агентства, и в случае форс-мажоров эти запасы помогут сбить спекулятивный ажиотаж и сбалансировать рынок. «В стране созданы запасы основных продовольственных товаров на 90 дней. В совою очередь, на мероприятия по обеспечению продовольственной пшеницей будет направлено 180 млн манатов», - отметил не так давно премьер-министр Али Асадов.
Понятно, что эффект от запланированных в агросекторе мероприятий Азербайджан ощутит лишь через некоторое время. Однако важно уже сегодня преодолевать инерцию в сфере законодательно-административных механизмов для борьбы с монополизмом оптовых поставщиков, контролирующих импортные поставки (например, тропические фрукты, морепродукты и т.д.), а также действующими в неконкурентной среде крупными оптовыми базами и логистическими компаниями, контролирующими сегмент хранения продукции на холодильных складах и в оптовых амбарах и обладающих возможностями заметно завышать торговую маржу. Увы, мелкие производители плодоовощных продуктов из регионов зачастую не имеют доступа к крупным торговым сетям, также для них неподъемны цены для складирования в рефрижераторах. После пандемии в Баку почему-то практически пресеклась практика мелкой торговли «с колес», а организуемые по инициативе Минсельхоза в рамках программы «Из села в город» ярмарки весьма немногочисленны, к тому же цены на таких торжищах нередко равны или даже превышают расценки в столичных супермаркетах или овощных ларьках.
Для преодоления перечисленного выше негатива и прежде всего предотвращения монополизации продовольственного рынка необходимо скорейшее принятие нового Кодекса конкуренции (КК). Обсуждение этого документа в правительстве и парламенте длится последние 15 лет, и в 2021 году новый проект КК был направлен для получения отзывов в соответствующие государственные органы. Ожидалось, что согласованный документ будет направлен на рассмотрение правительства в первой половине 2022 года и далее представлен на рассмотрение Милли Меджлиса. Увы, но какой-либо информации относительно скорого принятия Кодекса по-прежнему нет. С прошлого года по инициативе Минэкономики и Государственной службы по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком разрабатывается законопроект «О внутренней торговле», призванный регулировать отношения между поставщиками и торговыми сетями. И сегодня, для эффективного регулирования продуктовых цен, не менее важно ускорить процесс принятия этого нужного закона.