Горе от EUMA Еврошпионы прочно входят в повестку
Процесс мирного урегулирования между Азербайджаном и Арменией переживает застой. Хотя стороны и говорят о том, что 90 процентов текста уже согласовано, а также упоминают о 15 из 17 пунктов, по которым удалось достичь согласия, именно оставшиеся пункты образуют самый крепкий узел противоречий, достичь согласия по которым пока не представляется возможным.
Как известно, одним из этих пунктов является требование Баку к Еревану провести конституционную реформу с целью очистить основной закон Армении от территориальных претензий к Азербайджану. Об этом уже много писали и говорили – кажется, что просвета в этом вопросе пока не видать, по крайней мере до 2027 года – даты, на которую армянская власть наметила провести конституционный референдум.
Вместе с тем, анализируя заявления официального Баку, а также высказывания экспертов, можно прийти к выводу, что очередной проблемной темой (возможно, формально и не входящей в оставшиеся нерешенные два пункта по тексту договора), составляющей суть преткновений в мирном процессе, является шпионская миссия ЕС в Армении (EUMA).
Азербайджан в последние месяцы всё чётче заявляет о своём недовольстве деятельностью и вообще существованием этой миссии.
Так, в октябре, принимая верительные грамоты новоназначенного чрезвычайного и полномочного посла Королевства Бельгия в Азербайджане, президент Ильхам Алиев в числе прочего подчеркнул, что одним из вопросов, создающих недоверие в отношениях между Азербайджаном и Евросоюзом, является продление срока так называемой «миссии европейских наблюдателей» на границе без согласия Баку или даже без консультации с ним.
«Какая в этом была необходимость?! В октябре 2022 года в Праге Азербайджан дал согласие на то, что эта миссия пробудет там 2 месяца и будет состоять из ограниченного числа отставных офицеров. Однако, когда срок этой миссии был продлён, с нами никто не посоветовался. А сейчас ведутся переговоры о продлении его на дополнительный период. Поведение членов миссии, как говорится, «бинокльная дипломатия», было совершенно неприемлемым и выходило за рамки нормальных стандартов политической культуры, и азербайджанская сторона поднимет этот вопрос в контактах с Евросоюзом», — сказал президент Алиев.
Совсем же недавно, и мы об этом также писали, помощник президента Хикмет Гаджиев сказал, что деятельность миссии Евросоюза на армяно-азербайджанской условной границе должна быть завершена, заметив, что эта миссия планировалась как краткосрочная.
«Миссия ЕС не является фактором, способствующим установлению мира в регионе. Это зависит от Армении и Азербайджана. Присутствие третьей стороны на границе только ведет к усилению напряженности. А некоторые европейские страны, выступая от имени миссии ЕС, реализуют свои планы в Армении», — отметил Гаджиев.
Глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов в публикации в своем телеграм-канале «Мнение ФМ» замечает: «Один из пунктов мирного договора повествует о процессе определения границы, и Азербайджан выступает против присутствия третьих сил на границе, вне зависимости, вооруженные ли это силы или переодетые в голубые жилеты т.н. наблюдатели. Логика проста: если за столом переговоров нет третьих сторон, то и на земле не должно быть никого!», и добавляет: «Недавно Пашинян обозначил, что представители EUMA не будут появляться на тех участках границы, которая уже делимитирована и демаркирована. То есть получается, что EUMA будет на границах с Азербайджаном многие годы… С таким подходом Армения поставит под сомнение эффективность деятельности межправкомиссии по определению границы, введет ее в состояние паралича. Ведь тогда и Азербайджан может поставить условие о прекращении деятельности EUMA для продолжения деятельности комиссии…». Собственно, первый такой сигнал уже озвучил Хикмет Гаджиев (см. выше).
Мамедов также обращает внимание на то, что ЕС выбрал Армению в качестве приоритета своей внешнеполитической деятельности, несмотря на объявленное сокращение числа сотрудников дипломатических и прочих представительств. В это же самое время на земле (и мы уже писали об этом) EUMA с энтузиазмом отчитывается о четырехтысячном патруле, а французский посол в Ереване демонстративно нахваливает миссию, объявляя ее чуть ли не спасительной для армянского народа перед лицом угрозы в виде «тюркского натиска». Все эти действия создают в Армении и на Западе «благородный шум» и призваны сообщить Баку, что миссия уходить не собирается.
Вместе с тем, и на это также указывает Фархад Мамедов, Армения пока еще не обратилась в ЕС с просьбой о пролонгации деятельности EUMA, срок которой истекает в феврале следующего года.
Ереван оказался в интересной ситуации. На фоне участившихся сигналов Баку, побуждающих к свертыванию миссии ЕС, заявка о ее продлении будет выглядеть как серьезный удар по мирному процессу. Остается ждать, какой шаг предпримет правительство Пашиняна.
В целом же проглядывается картина, в которой Армения использует внешний фактор для сопротивления окончательному и всеобъемлющему разрешению конфликта. В свою очередь, внешние силы используют Армению для возможности дестабилизировать регион в своих интересах. Армения демонстрирует как недостаток воли к миру, так и дефицит суверенитета — сочетание симптомов, смертельное для пациента.