Кардинал Гуджеротти: вера, войны и выборы Размышления Теймура Атаева
Геополитическая турбулентность в мире не спадает. Если не сказать, что набирает обороты. Последние же события на европейском континенте, связанные с довольно серьезными изменениями в политической жизни как отдельных стран, так и Евросоюза в целом (вследствие результатов выборов различного калибра), вызвали значительные вопросы во многих кругах. Естественно, не могла остаться в стороне и церковь, в свете чего было бы довольно интересно прислушаться к прозвучавшему из уст префекта Департамента Восточных Церквей офиса Ватикана кардинала Клаудио Гуджеротти.
Признавая, что христианам бывает трудно не ссылаться на политику в обстановке конфликта, кардинал, однако, подчеркнул невозможность для людей «спасаться теленовостями вместо проповеди», т. к. в условиях войны они «нуждаются в надежде». Но нередко именно война «становилась событием, во время которого можно было вновь ощутить гордость собственной принадлежности, которая противопоставляется другому». Вслед за чем К. Гуджеротти выводит, что «когда вера становится чем-то вроде лакового покрытия», то люди «принимают решения, убежденные, будто делают это во благо народа, в то время как ставится под сомнение выживание самого народа». Говоря иными словами, кардинал, пусть и не напрямую, но фактически озвучил мысль, согласно которой отсутствие внутренней веры у политиков не просто приводит к войнам и разрушениям, но и создает проблему для выживания всего человечества. Именно на этой стезе видится базис для очень интересного по своей сути выражения К. Гуджеротти, где вера (в отдельных случаях, конечно же) становится не более чем прикрытием («лаковым покрытием») для реализации собственных агрессивных устремлений.
В то же время, продолжая подходить к проблеме с различных ракурсов, префект Департамента Восточных Церквей признает периодический риск для религии превращаться «в средство для разжигания, а не погашения ненависти». С чем также нельзя не согласиться, так как религиозная парадигма нередко шла в фарватере захватнических войн, когда массами убивались мирные жители, а коренное население тех или иных территорий становилось бессловесными существами, не имеющими даже минимальных прав и свобод.
Далее К. Гуджеротти затрагивает аспект внешних манипуляций (воздействий), приводящих к вооруженным столкновениям в различных уголках мира. Как подчеркивает кардинал в преломлении к событиям на Ближнем Востоке, «эти войны являются плодом решений, принятых за пределами самих стран, выбора держав, которые хотят осуществлять свое влияние для раздела мира».
Согласимся, весомое заявление должностного лица Ватикана, признающего причиной кровавых столкновений на ближневосточном фронте внешний след. Следовательно, мир, который нужен большинству жителей Ближнего Востока, да и сопредельных регионов, не приближается исключительно благодаря провокационным действиям поджигателей войны. Что и выводит К. Гуджеротти, согласно которому при искреннем желании крупных держав договориться, «уже завтра не было бы ни одной из тех войн, о которых мы говорим, равно как и тех, о которых мы не говорим».
Ну а следом кардинал проводит очень важную мысль, причем, опять-таки, не напрямую. Но на то и дана человеку мудрость, чтобы не всё и всегда говорить открытым текстом, однако оставаясь при этом понятым (естественно, при желании слушателя или читателя уловить подоплеку сказанного).
Так, К. Гуджеротти очень тонко озвучивает мысль о том, что отход от христианских заповедей ставит с ног на голову всю политическую жизнь Европы. «Мы забыли об основоположных европейских ценностях, — трубит он во всеуслышание, — а теперь идем наощупь, раздумывая, как бы получить побольше голосов. А ведь голоса — это выражение народного доверия. Неявка на выборы — вот оно, это доверие».
Согласимся, что даже без особого напряжения вполне улавливается направленность сказанного кардиналом в свете прошедших выборов как в Европарламент, так и внутри государств континента. Другое дело, К. Гуджеротти в очень своеобразной форме дает понять, насколько сегодняшними евро-кандидатами движут в основном амбиции, нежели забота о ближнем. Отсюда — его аппелирование к европейским ценностям (христианским традициям), которые население просто-напросто запамятовало либо игнорирует.
Наверняка, у каждого может быть свое понимание сказанного префектом Департамента Восточных Церквей офиса Ватикана. Но, в любом случае, общий фон озвученного кардиналом улавливается. Где главенствует призыв к прекращению кровопролитных войн. Чего добиться, однако, проблематично с учетом того, как о том говорит К. Гуджеротти, что большинство из вооруженных столкновений инспирируется и поддерживается третьими силами.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az