Кто-то хочет справедливости? Так она уже восторжествовала
Хотите пару-тройку упоительных историй? Сейчас, буквально одну секундочку, только вот которая из них упоительнее — решайте сами, мое дело — осветить и самую малость прокомментировать, а вот которая из них замечательнее — решать, разумеется, читателям.
Итак, история номер один: министр иностранных дел Республики Армения Арарат Мирзоян выступил с речью на 23-й сессии Ассамблеи государств-участников Римского статута Международного уголовного суда, где, в частности, отметил, цитирую: «Учитывая историю Армении, мы были тверды в своей вере в то, что устранение безнаказанности, содействие правосудию и подотчетности имеют первостепенное значение и могут быть достигнуты только путем объединения наших усилий. Мы верим, что Международный уголовный суд является важным элементом международного права. Он также способствует развитию международного права и делает его более подходящим современным вызовам. И, пожалуй, самое главное, он обеспечивает справедливость жертвам злодеяний, что является жизненным элементом для мира и примирения».
Вот и нам есть что спросить по поводу правосудия, подотчетности и безнаказанности. Да, вы совершенно правильно догадались, я имею в виду, что почему-то виновные в том, что территория Азербайджана находилась под армянской оккупацией около тридцати лет, а также виновные в совершении военных преступлений, до сих пор на свободе и, к сожалению, неплохо себя чувствуют. И я не только о Кочаряне и Саргсяне, там, в Армении, на пару-тройку тюрем деятелей «миацума» хватит. И по ним всем очень скучают наши колонии строгого режима. В принципе, позиция Арарата Мирзояна понятна, «нападение — это лучшая защита», но явно не в этот раз. Когда представитель страны, которая до недавнего времени являлась оккупантом, начинает взывать к международному праву и говорит об «обеспечении справедливости жертвам злодеяний», это не вызывает ничего, кроме громкого смеха, потому что его страна больше не оккупант, и справедливость восторжествовала. Не полностью, конечно, военные преступники, увы, пока еще на свободе, но это именно тот случай, когда «пока» и «еще». Всему свое время.
Далее Арарат Мирзоян добавил, что «укрепление превентивных механизмов, таких как возможности раннего предупреждения, а также сдерживающий потенциал международных судов, в частности Международного уголовного суда, может привести нас к более безопасному миру». Ну что тут скажешь, кроме того, что лучший превентивный механизм, а также сдерживающий потенциал — это азербайджанская армия и количественное и качественное ограничение вооруженных сил Армении. А по какому такому праву? А вот по праву победителя, не нами установлено, не нам, как говорится, и отменять, так что прошу запомнить, что мнение Министерства обороны Азербайджана по поводу безопасного мира является решающим.
А теперь вторая, не менее упоительная история: более 30 правозащитных, политических и религиозных организаций, которые ведут свою деятельность в разных странах, выступили с довольно забавным совместным призывом «создать международную платформу для переговоров с целью реализации под международным мандатом права вынужденных переселенцев на возвращение в Нагорный Карабах». Да, «международный мандат» — это сильное, я бы даже сказал, могучее, но в данном конкретном случае — совершенно бесполезное словосочетание. В совместном заявлении, опубликованном на сайте Армянского национального комитета Америки (ANCA), содержится призыв «создать международную платформу для переговоров между Нагорным Карабахом, Азербайджаном и другими региональными и глобальными заинтересованными сторонами, чтобы под международным мандатом обеспечить всеобщее признанное право армянских беженцев из Нагорного Карабаха на коллективное возвращение на родину».
Призывать они, конечно, могут к чему угодно, только Азербайджан не собирается вести никаких переговоров на тему какого-то там «возвращения» с каким-то там «нагорным Карабахом». Сепаратистское недообразование самораспустилось, а армяне... Ну что армяне… Армяне, которые когда-то жили на территории Азербайджана, покинули его совершенно добровольно, это было зафиксировано не только камерами наблюдения на Лачинском КПП, но и отчетом соответствующей миссии ООН, которая посетила освобожденный от сепаратистов Карабах в октябре 2023-го года. В отчете этой, прямо скажем, авторитетной организации черным по белому было написано следующее: «Миссия посетила город Ханкенди, где группа встретилась с населением и представителями общин и смогла лично познакомиться с ситуацией в области здравоохранения и образования. Миссия не наблюдала нанесения ущерба гражданской и общественной инфраструктуре, включая больницы, школы и жилые дома, а также культурной и религиозной инфраструктуре. Наши коллеги не получали сообщения – ни от местного населения, ни от других – о насилии в отношении гражданских лиц. Никаких разрушений сельскохозяйственной инфраструктуры или мертвых животных члены команды ООН также не увидели».
Поставлена жирная точка, и карабахский вопрос решен, расходитесь, товарищи, конфликт исчерпан. Кроме того, как заявил помощник президента Азербайджанской Республики – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев (а это человек намного более авторитетный, чем все 30 правозащитных, политических и религиозных организаций вместе с анкой), карабахские армяне могут подавать заявления на получение гражданства только в индивидуальном порядке, и их возвращение будет рассматриваться в соответствии с законами Азербайджана. «Однако это может произойти только на взаимной основе и параллельно с признанием права на возвращение для коренного азербайджанского населения, изгнанного из Армении».
То есть сначала азербайджанцы вернутся в Зангезур, а потом мы будем разговаривать разговоры о возвращении армян в Азербайджан. Причем каждый, кто захочет вернуться, должен будет очень долго нам объяснять, зачем он нам в Азербайджане нужен и чем, собственно говоря, он может быть нам полезен. А вот по-другому никак, хоть резолюции принимайте, хоть таблетки. Советую таблетки и занятия «anger management»-ом.
Ну и напоследок самое смешное. Какие-то «вынужденные переселенцы» ранее заявили, что надеются вернуться в «Нагорный Карабах» и опасаются лишиться права на возвращение, если примут гражданство Армении. По данным на начало октября, лишь три процента карабахских армян, добровольно покинвущих Азербайджан, приняли гражданство Армении, но это уже детали. Так вот, их успокоил заместитель министра внутренних дел Армении Армен Казарян, который заявил, что «вынужденные переселенцы» из «Нагорного Карабаха», получившие гражданство Армении, сохраняют все предусмотренные их статусом права, включая возможность вернуться в места прежнего проживания.
Не хотелось бы разочаровывать целого замминистра МВД, но «неправда ваша», никаких таких возвращений армян на территорию Азербайджана не предусмотрено, тут по ним никто не скучает и не видит никакой необходимости в их возвращении. Была без радости «любовь» — разлука будет без печали.