Мечты «плачущего большевика» о возрождении СССР Есть ли место для ностальгии?
СССР можно было бы воссоздать на новых принципах, схожих с принципами функционирования Евросоюза, заявил бывший председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. Напомним, 30 декабря исполняется 100 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик.
По словам Рыжкова, нельзя воссоздать СССР в том виде, в котором он существовал. Но можно постараться сделать его близким к европейскому объединению, «где есть основа — Евросоюз и его органы».
«По принципу ЕС, я думаю, могло бы быть снова создано объединение государств на постсоветском пространстве на новых условиях», — сказал Рыжков.
При этом прежний формат существования СССР копировать не стоит. Государство является живым организмом, которое развивается, стареет и болеет. Поэтому нельзя воссоздать СССР «по облику и подобию 1922 года». Все должно развиваться и двигаться, добавил он.
Интересно, с чего этой бывший предсовмина СССР вдруг вообще пустился в эти рассуждения? Неужели до сих пор кто-то в России всерьез полагает, что сегодня есть хоть один из постсоветских народов, считающий здравым допущение мысли о каком-либо воссоединении с ней? Особенно на фоне того, что творится сейчас в Украине. Что должно случиться, чтобы бывшие республики СССР начали думать о возможности утраты хоть какой-то доли своей независимости в пользу Москвы? Разве сегодняшняя РФ может служить для них в этом смысле какой-то моделью прогресса в области экономики, социального устройства, внешней политики?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные иностранные эксперты.
Американский аналитик Самсон Кацман отметил, что, видимо, Николай Рыжков не смог обойти вниманием 100-летнюю дату создания союзного государства. Ностальгия взяла верх.
«Замечу, что именно ностальгия Владимира Путина по союзному государству/обновлённой Российской империи была триггером той страшной войны, которая происходит на наших глазах. Более неподходящий момент для обсуждения идеи организации евразийского пространства трудно было придумать, - говорит эксперт. – Теперь касательно самой идеи. На основе чего постсоветские государства будут группироваться вокруг России? Принцип «мягкой силы» полностью утерян. И если сто лет назад как консолидирующий нарратив звучали социальная справедливость, равенство и прочее, то сейчас это в чистом виде имперский безжалостный великодержавный кулак. Последние заявления Путина о пользе приобретения (военным путём) новых территорий не оставляют никаких сомнений на этот счёт. Трудно поверить в то, что это может быть побудительным стимулом объединения. При этом существует вероятность того, что российское руководство может пойти по пути силового захвата и поглощения сопредельных государств».
По мнению Кацмана, имеет смысл поставить другой вопрос - насколько экономически самодостаточны соседние с Россией государства и смогут ли они отстроить свои экономики так, чтобы не попасть к ней в политическую зависимость?
«Думается, что именно на это будут направлены усилия этих стран. Стартовые условия у них разные. У Азербайджана, с точки зрения обеспеченности углеводородами, они лучше, чем, скажем, у той же Украины. Но движение будет именно в этом направлении - выстраивание экономик, исключающее попадание в вассальную зависимость от имперской России. И я допускаю, что сложатся вполне жизнеспособные устойчивые экономические конфигурации: Украина и Молдова, ориентированные и интегрированные в ЕС, страны Южного Кавказа - ориентированные и на Турцию, и частично на Россию, страны Центральной Азии - на Китай, Турцию и Россию. В таком раскладе имперское доминирующее влияние России будет ограничено», - считает американский аналитик.
Российский политолог, сопредседатель политической партии «Демократический выбор», старший эксперт Института экономического развития имени Гайдара (Москва) Сергей Жаворонков отметил в свою очередь, что, конечно, РФ не может быть примером экономически успешной страны с ВВП на душу населения в 11,2 тысяч долларов (для сравнения, США - 69, Германия - 50). Но есть бедные страны Центральной Азии, где душевой ВВП меньше еще на порядок: Кыргызстан, Таджикистан. Там может казаться, что в России все хорошо, но это с их изначально низкого уровня.
«Однако даже и они не желают присоединяться к России физически, они просто хотели бы иметь возможность тут работать. К тому же, есть фактор личных интересов правителей - как говорится, двое медведей в одной берлоге не живут, лучше быть первым парнем на деревне, чем сотым в городе, как гласят русские пословицы. Никто не пожелает войти в состав России на правах области.
А аналог ЕС уже есть - ЕАЭС, состоящий из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении. Так как Россия является нетто-экспортером в эти страны, то отсутствие таможенных пошлин ей вредит, союз должен быть между примерно равными по уровню развития странами, в этом плане ЕС - с огромной разницей в душевом ВВП - тоже не лучшая модель, и неслучайно более богатая Британия его покинула, а Исландия и Швейцария отозвали заявки на вступление.
Можно говорить о каком-то политическом союзе на основании общих ценностей, общем правовом пространстве, но не экономическом. Ну а что касается Николая Ивановича, имевшего в СССР прозвище «плачущего большевика», то стоит учитывать возраст, ему более 90 лет. Не все в таком возрасте сохраняют здравое видение ситуации», - сказал Жаворонков.