МЕРКОСУР и «сельская революция» в ЕС Новый Свет vs Старый Свет
ЕС заключает договор со странами Южной Америки в интересах крупных компаний. Вызовет ли это фермерское восстание в Европе?
6 декабря председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен завершила переговоры о свободной торговле со странами группы MERCOSUR. Однако далеко не все в Европе приветствуют это глобальное соглашение.
Обмен мяса на автомобили
Договор между Евросоюзом и государствами МЕРКОСУР («Южный общий рынок») был согласован 6 декабря в Монтевидео. После чего в ряде стран ЕС фермеры заявили о готовности к массовым протестам, а во Франции они уже начались.
А ведь на первый взгляд соглашение ЕС-МЕРКОСУР выглядит колоссальным экономическим благом. «Южный общий рынок» объединяет сегодня Бразилию, Аргентину, Парагвай, Уругвай и Боливию. Кроме того, ассоциированными членами данного торгового союза являются Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Перу и Суринам. Правда, социалистическая Венесуэла в 2016 году покинула МЕРКОСУР. Но заключение договора между 27 странами Европейского Союза и «Южным общим рынком» позволяет создать крупнейшую зону свободной торговли на планете, охватывающую 780 миллионов человек. Должно быть отменено 90% таможенных пошлин, а годовой оборот между двумя континентами может составить до 40-45 миллиардов евро.
При этом договор выгоден не только производителям мяса, сахара, сои, риса или меда из Южной Америки, но и европейским корпорациям. Экспортные пошлины будут сняты не только на автомобили, химикаты или фармацевтику из Европы, но и на европейский шоколад, вино, печенье, сыры, спиртные и безалкогольные напитки. Договор предоставляет европейцам выход на 270 миллионов новых потребителей и должен увеличить ВВП ЕС на 15 миллиардов евро. С учетом того, что экономика Европы находится сейчас в далеко не лучшем положении, это существенная прибавка.
Евросоюз также беден полезными ископаемыми, на что недавно начали жаловаться в Брюсселе. И литий, медь, железо, кобальт, графит с южноамериканского континента Европе очень нужны. Недра южноамериканского континента особенно интересны тамошним корпорациям с учетом перехода к «зеленой» энергетике и электромобилям. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас считает, что в противном случае природные ресурсы Южной Америки достанутся главному конкуренту Европы – Китаю.
Затянувшийся сериал про МЕРКОСУР
При этом обсуждение этого глобального соглашения велось еще с конца прошлого века – с 1999 года. Длящийся уже четверть века процесс происходил так драматично, что мог бы лечь в основу соответствующего сериала. В 2004 году переговоры были прерваны, но в 2010 году – снова возобновлены. На тот момент соглашение позволяло Парагваю увеличить свой ВВП на 10%, Уругваю — на 2,1%, Бразилии — на 1,5%, Аргентине — на 0,5% и ЕС — на 0,1%. Но против соглашения выступало множество стран ЕС – Франция, Италия, Бельгия, Австрия, Румыния, Кипр, Финляндия, Греция, Венгрия, Люксембург, Литва, Португалия, Словакия и Словения.
В 2019 году ЕС и страны МЕРКОСУР наконец согласовали текст договора, но он опять так и не был ратифицирован. Кстати говоря, соглашение с «Южным общим рынком» было на тот момент открытым вызовом протекционистской политике президента США Дональда Трампа. А кто и почему выступает сегодня против этого соглашения? Прежде всего, договор с МЕРКОСУР вызывает негодование европейских фермеров. Например, импорт говядины из Аргентины может просто убить тысячи крестьянских хозяйств в Европе. Фермеры говорят о том, что в то время, как Брюссель своими директивами жестко регламентирует их продукцию по экологическим и социальным стандартам, в Латинской Америке эти нормы не соблюдаются. И обвиняют своих заокеанских конкурентов в применении корма с ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пестицидов и так далее.
Со стероидами или без них, но Аргентина обладает уникальными естественными условиями для масштабного мясо-молочного животноводства – в стране есть огромные площади с обильными кормами, множество водоемов, умеренный теплый климат и так далее. И не случайно в 2023 году Аргентина удерживала 9% мировой торговли говядиной и 7% готовых продуктов из говядины.
В Европе же уже седьмой год подряд поголовье скота продолжает снижаться. По прогнозам, в 2024 году оно в ЕС должно сократиться еще, с 75,705 миллионов голов в 2022-м – до 74,500 голов. Что до говядины, то снижение ее производства в Евросоюзе прогнозировалось с 23,3 миллионов тонн в 2022-м – до 22,3 в 2024 году, на миллион тонн. Причины падения разные – отсутствие должной государственной поддержки, высокие цены на энергоносители, нехватка рабочей силы, новые вирусы и жесткие экологические требования. Расширение же квот на мясной импорт и почти 100 тысяч тонн говядины от МЕРКОСУР на рынках ЕС явно ситуацию для европейских производителей не улучшит.
При этом мясо и другая сельхозпродукция из Южной Америки в ЕС будет поступать по более низким ценам. И это дает основания европейским фермерам говорить о демпинге.
Кроме этого, соглашение с МЕРКОСУР критикуют и с экологических, и правозащитных позиций. Еще ранее письмо против этого договора подписало 340 неправительственных организаций, включая «Гринпис» и «Друзья Земли». По их мнению, крупные поставки сельхозпродукции на рынки ЕС приведут к интенсификации сельского хозяйства в Южной Америке, а значит – и к повышению нагрузки на окружающую среду. В частности, усилится вырубка знаменитых лесов Амазонии, «легких планеты», и так находящихся под угрозой. Уничтожение же амазонских лесов, по данным общественных организаций, сопровождается насилием и убийствами активистов из числа коренных народов, выступающих против уничтожения их естественной среды обитания. Только в 2023 году в мире было убито 196 экологических активистов, более 70% из них – в Латинской Америке. Большинство из них принадлежало к коренным народам.
Сегодня наиболее активно против соглашения с МЕРКОСУР выступает Франция. Все дело в том, что ее власти находятся под сильнейшим давлением со стороны фермерского движения. Одним из основных требований сельскохозяйственных профсоюзов, организовавших массовые протесты во Франции в январе 2024 года, был отказ от договора с «Южным общим рынком». Аналогичные выступления фермеров прошли в Германии, Италии, Польше и Нидерландах. Недавно премьер-министр Мишель Барнье, ныне отправленный в отставку, заявил при встрече с Урсулой фон дер Ляйен: соглашение в нынешнем виде неприемлемо для Франции.
Всего в ЕС против нынешнего договора с «Южным общим рынком» выступает около 600 депутатов и сенаторов разного ранга. Однако на уровне правительств отношение к нему разное. Кроме Франции, критически к соглашению в ее нынешнем виде настроены Австрия, Польша и Италия. Но в целом правительства этих стран, включая Францию, совсем не против зоны свободной торговли с МЕРКОСУР – только настаивают на введении дополнительных экологических, санитарных и иных ограничений. А вот Германия и Испания активно продвигают соглашение с «Южным общим рынком», не против вроде бы и другие страны ЕС.
Все дело в том, что ФРГ, чья автомобильная промышленность жестко страдает от сильнейшей рецессии и китайской конкуренции, очень нуждается в новых рынках сбыта. И продажи в Южной Америке могут стать «спасательным кругом» для немецких промышленных корпораций. Сегодня же МЕРКОСУР держит высокие пошлины на многие товары, например, на автомобили – 35%, и 18% на запчасти к ним. Вероятно, что в дешевой продукции из Южной Америки заинтересованы и пищевые компании, и крупные торговые сети из Евросоюза. При этом потери в собственном сельском хозяйстве от южноамериканского экспорта для Германии будут менее критичны, чем для Франции. Ведь доля аграрного сектора в экономике ФРГ составляет 0,8%, в то время как во Франции – 1,9%, что более чем в два раза выше. Германия обладает крупнейшей национальной экономикой в ЕС, и Еврокомиссию возглавляет тоже немецкая христианская демократка фон дер Ляйен.
Соглашение с МЕРКОСУР должно быть утверждено еще и Европейским Советом и Европарламентом. И тут пока у противников соглашения нет определенности. Для блокировки договора в Совете необходима группа как минимум из четырех стран. В существующей «четверке» критиков соглашения в его нынешнем виде Италия может оказаться слабым звеном. И не исключено, что с учетом хороших отношений фон дер Ляйен с премьер-министром Джорджи Мелони Италия в Европейском Совете проголосует «правильно». Эксперты также считают, что не меньшие трудности могут возникнуть и при попытке отвергнуть нынешнее соглашение с МЕРКОСУР в Европарламенте. В отличие от прошлых лет, на фоне нынешнего экономического кризиса в ЕС крупные компании более агрессивно продавливают свои интересы. Ведь только экономия на экспортных пошлинах поможет сохранить европейским корпорациям 4 миллиарда евро.
«Сельская революция»
Фактически из-за обострения ситуации вокруг МЕРКОСУР председатель Еврокомиссии даже не стала присутствовать на торжественном открытии Собора Парижской Богоматери 7 декабря. И тому есть серьезные основания – французские крестьяне уже обещали Урсуле фон дер Ляйен самый «теплый» прием. Фермеры во Франции это умеют, а протесты против нового глобального соглашения возобновились в стране уже с ноября.
Сельскохозяйственные профсоюзы пока не стали блокировать дороги, как в начале этого года, и первоначально ограничивались пикетами. Но постепенно действия крестьян стали более радикальными. Так, 13 декабря несколько сотен активистов из профсоюзов FDSEA и JA явились в центр бургундского города Франш-Конте на тракторах и разбросали сено, покрышки и навоз перед администрацией. Дом Европы и офисы некоторых депутатов протестующие также забросали навозом, на площади Республики зажгли сено. Французы подходят к своим протестам творчески, ящиков с навозом было 577 – по числу депутатов парламента, два отдельных были адресованы персонально Макрону и фон дер Ляйен. Кроме отмены очередного глобалистского соглашения, фермеры требуют возобновления государственной поддержки, отложенной из-за отставки кабинета министров. К акциям протеста обещают в ближайшее время выйти фермеры Бельгии, Италии и Польши.
И похоже, что движение сельскохозяйственных профсоюзов все больше тревожит элиту ЕС. В СМИ начинают говорить о том, что «фермеры Европы сходят с ума», когда утверждают, что агрохимические компании, производители продуктов питания и супермаркеты обманывают и обдирают их. И вообще крестьяне – это «старый и затхлый субсидионный котел Европейского союза». При этом всячески оправдывается новое торговое соглашение, и заявляется, что новые квоты – это всего лишь несколько процентов от общих объемов европейской аграрной продукции. А виноделы или сыроделы, например, по новому соглашению на южноамериканском рынке будут вообще кататься как сыр в масле. Но все чаще звучит в европейской прессе и тревога по поводу возможной «сельской революции».
Что ж, ничего нового не происходит. Выживание фермеров, как и национальные интересы отдельных стран, глобалисты всегда охотно приносят в жертву ради прибылей транснациональных корпораций. Но сейчас ситуация имеет еще одну особенность – в ЕС все меньше считаются с теряющей свое влияние Францией. И это касается не только ее запутавшихся в политических интригах и внешних авантюрах президента и правительств, но и жизни простого французского народа.