Бес посредников Азербайджан и Армения — за двусторонний диалог
Встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна находится не только в фокусе средств массовой информации, но и стала одной из главных тем для представителей ряда стран. Среди всех этих заявлений особо хочется выделить высказывания официальных лиц стран – членов почившей ныне в бозе Минской группы ОБСЕ.
Начнем мы, пожалуй, с России.
«Москва готова внести вклад в урегулирование отношений Еревана и Баку», — заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Михаил Галузин, отметив при этом, что магистральные направления движения к нему были обозначены в трехсторонних договоренностях лидеров РФ, Азербайджана и Армении в 2020 и 2022 годах.
«Мы полагаем, что по этим направлениям и надо двигаться: подготовка мирного договора, разблокирование экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе, делимитация границ с последующей демаркацией, налаживание диалога между гражданскими обществами и парламентами Армении и Азербайджана. И, конечно же, российская сторона, как один из участников трехсторонних договоренностей, готова и далее вносить свой вклад в их реализацию. Естественно, в той форме, в какой это будет удобно обеим сторонам», — сказал замглавы российского МИД.
Днем ранее прозвучало заявление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о «всецелой поддержке» азербайджано-армянских переговоров в Абу-Даби.
Что объединяет эти два высказывания? Полагаем, желание, но не способность изобразить хорошую мину при плохой игре. В России не могут не понимать, что с момента подписания трехсторонних договоренностей, о которых упомянул Галузин, слишком многое изменилось – и на Южном Кавказе, и на мировой политической арене.
Так, Азербайджан полностью восстановил свои суверенитет и территориальную целостность в результате однодневной антитеррористической операции, что логически привело к выводу российских миротворцев из Карабахского региона.
РФ, в свою очередь, вступила в полномасштабный военный конфликт с Украиной. Помимо того, что война сама по себе ничего хорошего не несет ни одной из сторон – гибнут люди, разрушается инфраструктура – Россия оказалась под мощнейшим прессингом санкций, введенных в отношении нее коллективным Западом.
Нельзя не отметить, что за этот период основательно испортились и отношения Москвы с рядом стран, в том числе и с Азербайджаном.
Охлаждение на российско-азербайджанском треке началось после того, как российская ПВО сбила гражданский самолет авиакомпании AZAL, следовавший по маршруту Баку – Грозный, в результате чего погибли 38 человек, в том числе и члены экипажа. Российские власти не изъявили желания принести внятные официальные извинения Азербайджану за произошедшее и привлечь виновных к ответственности. Это оставило, мягко говоря, весьма неприятный осадок, еще более усугубившийся недавними событиями, связанными с давлением на азербайджанскую диаспору в РФ.
В свою очередь, с Арменией у России далеко не все гладко – на фоне заявлений о российском следе в попытке организации госпереворота в этой стране все громче раздаются призывы о введении запрета на вещание российских телеканалов, проводятся акции протеста, участники которых озвучивают антироссийские лозунги. Здесь непременно стоит отметить, что никогда еще российско-армянские отношения не опускались до столь низкой отметки, практически приближаясь к нулю.
Так что, с учетом всего вышесказанного, думается, что сделанные представителями МИД РФ и Кремля заявления, в которых опосредованно проходит мысль о том, что Россия есть «объективный арбитр» в процессе азербайджано-армянской нормализации, выглядят по меньшей мере неуместными, если не сказать большего.
Соединенные Штаты Америки тоже не остались в стороне и сочли необходимым устами пресс-секретаря Госдепартамента США Тэмми Брюс заявить, что поддерживают усилия по обеспечению мира и стабильности на Южном Кавказе. В этом прослеживается явная попытка Вашингтона действовать почти так же, как и Россия — позиционировать себя главным «миротворцем» в азербайджано-армянском диалоге.
Для всей полноты картины нам не хватает только заявления французской стороны, в котором бы, как мы полагаем, непременно говорилось бы, что Париж поддерживает происходящее между Баку и Ереваном. Но Франция хранит гордое – а может, обиженное на Ереван – молчание. Пока.
Откровенно говоря, подобные постсобытийные заявления уже просто набили оскомину и ничего, кроме откровенного раздражения, не вызывают. Так и хочется сказать этим странам: «Господа, вы в течение почти трех десятков лет имели возможность привести Азербайджан и Армению к миру, но… не смогли». Или не захотели.
Именно поэтому, в том числе, встреча лидеров Азербайджана и Армении прошла не в Москве, Вашингтоне или Париже, а в Абу-Даби.
А самое главное — по итогам встречи обе стороны заявили о существенном прогрессе в переговорном процессе, который проходит в формате прямого диалога. Да, именно так. Без посредников.
И данный формат является весьма эффективным, дающим реальную надежду на установление стабильного мира между Азербайджаном и Арменией. Мира, который так нужен Южному Кавказу. Мира, на пути к которому НАША СТРАНА сделала очень многое.