«Молдаване за интеграцию в ЕС, но через присоединение к Румынии» Дмитрий Чубашенко на связи с Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с молдавским политическим деятелем, кандидатом в президенты Молдовы от «Нашей партии» на выборах 2016 года Дмитрием Чубашенко.
- Что вы думаете о перспективе вступления Молдовы в ЕС? В какие сроки она может стать полноценным членом этой организации?
- У Молдовы нет перспектив стать полноправным членом Европейского Союза. Статус кандидата был предоставлен ей за компанию с Украиной, а последняя получила его потому, что находится в состоянии войны с Россией. Об этом прямо заявляли высокопоставленные руководители ЕС. Например, президент Франции Эмманюэль Макрон признавал, что в нормальных условиях Киев не мог бы получить статус кандидата в члены ЕС, но в нынешних обстоятельствах Евросоюз не мог не проявить свою солидарность с Украиной и не пойти на такой шаг.
Чиновники в самом Киеве неоднократно выражали раздражение по поводу того, что Молдова пытается «на горбу Украины въехать в еэсовский рай» и призывали Кишинев ценить то, что «его вагон все-таки прицепили к украинскому локомотиву», движущемуся в ЕС. В пользу Молдовы сыграла география. Зажатая между Румынией, страной-членом НАТО и ЕС, и Украиной, она тоже получила статус кандидата. География, кстати, причина того, что Грузии такой статус не дали, хотя политики в Тбилиси заявляли, что как раз их страна гораздо лучше, чем Украина и Молдова, подготовлена к тому, чтобы стать кандидатом в члены ЕС.
Теоретически срок, по истечении которого можно будет реально говорить о присоединении Молдовы к ЕС, - 20-30 лет. Но что случится за это время, никто не знает. Сохранится ли сам ЕС? В каком состоянии и в каких границах будет существовать к тому времени Украина, раньше которой Молдову в ЕС точно не возьмут? Сохранится ли сама Молдова? Ведь, по опросам общественного мнения, уже сегодня в Молдове каждый третий ее гражданин выступает за интеграцию в ЕС через присоединение к соседней Румынии, что примерно совпадает с количеством обладателей (порядка миллиона человек) румынских паспортов в Молдове.
- Польша обещала оказать поддержку Молдове для ее членства в ЕС. Насколько вероятна такая поддержка и даст ли она результаты? Какая из стран ЕС может также быть полезна Молдове в этом процессе?
- Поддержку в евроинтеграционных устремлениях Молдове оказывают в основном более молодые члены самого ЕС - Польша, другие государства Центральной Европы, страны Балтии, Румыния. Они будут и дальше лоббировать принятие в ЕС Украины и Молдовы, но все это так и будет оставаться на уровне деклараций. Реальную помощь в вопросе членства в ЕС Молдове могли бы оказать Германия, Франция, Италия, Нидерланды, но в этих государствах Молдову как члена ЕС всерьез никто не рассматривает. Там и статус кандидата считают вынужденным авансом. Речь идет просто о солидарности и поддержке в условиях общего конфликта Запада с Россией и войны в Украине, но не о реальном членстве.
- Насколько вероятны в Молдове досрочные парламентские выборы?
- Я не вижу реальной перспективы для досрочных парламентских выборов. Последние выборы прошли всего лишь год назад, следующие должны состоятся в 2025 году. До этого в 2024 году должны быть очередные президентские выборы, а в 2023 году - всеобщие местные выборы. У правящей партии PAS прочные позиции. Ее фактический лидер Майя Санду - президент. В парламенте у PAS 63 места из 101. Они сформировали монопартийное правительство. Эта власть пользуется полной поддержкой Запада. Зачем им проводить какие-то досрочные выборы? От добра добра не ищут. Ухудшение социально-экономической обстановки, рост цен и тарифов не могут автоматически привести к уходу этой власти, во всяком случае пока. Акции протеста оппозиции не настолько широкие и убедительные, чтобы заставить PAS пойти на уступки и на досрочные выборы, тем более на фоне уголовных дел против лидеров оппозиции и их арестов.
- Ранее вы говорили, что после урегулирования украинского кризиса правительство Молдовы столкнется с проблемой приднестровского урегулирования. Сохраняется ли такая вероятность и как, по-вашему, власти могут решить эту проблему?
- Никто не знает, сколько продлится и как будет урегулирован украинский кризис. Если, как об этом заявляют политики, эксперты и пресса в России, ее вооруженные силы дойдут до Приднестровья, не исключено, что Москва признает независимость этого отколовшегося от Молдовы пророссийского региона, как это случилось с Абхазией, Южной Осетией, Донбассом. В Кишиневе надеются, что до этого дела на дойдет. В настоящее время никто не собирается решать политически приднестровскую проблему. Стратегической целью действующего руководства Молдовы объявлена интеграция в ЕС. Реинтеграция с Приднестровьем, власти которого, напротив, хотят объединиться с Россией, не только никак не стыкуются с евроинтеграцией, но и противоречит ей. Проевропейские силы в Молдове считают Приднестровье гирей на ногах, которая мешает двигаться в Европу, и относятся к региону, как к чемодану без ручки - нести тяжело, а бросить жалко. Поэтому конфликт и дальше будет оставаться, в лучшем случае, замороженным, а в худшем, на него может распространиться, с непредсказуемыми последствиями, тот вооруженный конфликт, который мы наблюдаем на территории соседней Украины.
- Сохраняются ли реальные угрозы в отношении Молдовы со стороны РФ и что на это указывает?
- Если раньше в Москве говорили, что выступают против присоединения Молдовы к НАТО, настаивают на сохранении конституционного нейтралитета страны, но, в принципе, не возражают против ее присоединения к ЕС, то сегодня и отношение России к ЕС полностью изменилось. В Москве уже рассматривают эту организацию как «европейский аппендикс» к НАТО, в котором доминируют США. На возможное принятие Украины и Молдовы в ЕС в Кремле сегодня смотрят, как на антироссийский процесс, угрожающий интересам России, и, соответственно, выступают уже не только против присоединения этих стран к НАТО, но и к ЕС.
В Кишиневе заявляют, что Москва пытается затормозить европейскую интеграцию Молдовы, помимо контроля над Приднестровьем с помощью «газового шантажа», постоянно повышая цену на поставляемый в республику газ, а также вводя через Россельхознадзор запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Молдовы в Россию. В самой Москве эти обвинения отрицают, призывая не придавать торговым отношениям политический характер.
- Ну и напоследок. Как долго, по-вашему, продлится российско-украинская война?
- Война в Украине - это историческая трагедия. Было бы хорошо, чтобы она завершилась как можно быстрее, но когда это произойдет на самом деле, сегодня не знает никто.