Неозвученный интерес Бербок на Южном Кавказе Что думают эксперты?
В минувшую субботу Азербайджан посетила министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, которая имела все шансы попасть в список персон нон грата Баку из-за своих антиазербайджанских заявлений. Она является одним из основных еврочиновников, пытающихся говорить с Баку свысока, проводя тем самым политику двойных стандартов, столь полюбившихся ЕС по отношению к нашей стране. Основными генераторами такой политики ЕС как раз и выступают Париж и Берлин. Потому и в отношении Бербок Азербайджан особых иллюзий не питает, скорее задается вопросом, что еще понадобилось главе МИД ФРГ у нас.
По официальной версии Берлина, миссия Бербок политическая – выступить голубем мира, способствовать примирению Армении с Азербайджаном, а также подлатать посыпавшиеся стараниями той же Анналены германо-азербайджанские отношения. В Баку и Ереване она призвала Армению и Азербайджан вернуться за стол переговоров.
«Именно поэтому так важно, чтобы новый раунд переговоров состоялся как можно скорее», - заявила глава МИД ФРГ 3 ноября в Ереване по окончании встречи со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном. Практически те же самые слова она повторила на пресс-конференции с главой азербайджанского МИД Джейхуном Байрамовым. Про обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа и двусторонние азербайджано-германские отношения Бербок говорила на приеме у Ильхама Алиева. В целом ничего нового, разве только то, что в Баку Бербок наконец признала официально территориальную целостность Азербайджана, но при этом отказалась встретиться с беженцами из Армении, предпочтя им ужин в бакинском ресторане.
Так что же значит визит главы германской дипломатии в наш регион?
В беседе с Caliber.Az немецкий политолог, старший научный сотрудник Института мировых тенденций (Потсдам) Александр Рар отметил, что Германия отказалась от энергетического сотрудничества с Россией, она разрушила энергетический альянс с Москвой и поэтому Берлину нужны другие источники энергоносителей. Азербайджан в этом отношении вдвойне важен для ФРГ.
«Азербайджан является страной-коридором, через которую Европа, в том числе Германия, рассчитывают получать каспийские нефть и газ. Именно поэтому, даже несмотря на постоянную критику, Германия не будет занимать резко антиазербайджанские позиции. Например, заявления, озвученные Бербок после операции Азербайджана в Карабахе. Нужно понимать, почему это было сделано. У Германии, впрочем, как и у всей Европы, есть политика ценностей: это прежде всего права человека, гуманитарная линия. Поэтому в связи с операцией Азербайджана Германия и начала выражать озабоченность. Может быть, по мнению Баку, и выходящую за рамки обычной дипломатической риторики. Можно даже сказать, что в этой ситуации Берлин отчасти выступил на стороне Еревана. Армения, по мнению партии Бербок - «Зеленых», оказалась ущемлена в правах. Хотя с точки зрения международного права это и не так. Таким образом Германия пытается поощрять и Армению, но объективно не хочет портить отношения с Азербайджаном, потому что ей нужны азербайджанские газ и нефть.
Вместе с тем, объективно нужно понимать, что основная задача, цель ЕС и США – не как-то повернуть в свою сторону Армению или Азербайджан, а изоляция России. Это главная цель на Кавказе. И к этому ЕС будет идти через определенные предложения как Армении, так и Азербайджану», - сказал А.Рар.
В то же время, по мнению научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, кандидата политических наук Талгата Исмагамбетова, история может складываться иначе, и даже не Китай может выступить бенефициаром инициативы «Один пояс, один путь», концепции Шелкового пути. И за это борьба пойдет уже очень скоро.
«Азербайджан оказался в нужном месте в нужное время. Потому что каким бы путем мы не пошли - Южным или Северным, все равно упираемся в Азербайджан. Южный Кавказ так или иначе все более тесно связывается с Центральной Азией и эта геополитическая связка крайне интересна западным игрокам. Ветер дует в сторону Баку – тут ничего не скажешь, эта ситуация неоспорима», - сказал казахстанский политолог.