«Новое оружие Армении не поможет» Голигорский и Левин на Caliber.Az
Мяч на стороне Армении, но пока сложно сказать, как будет действовать Пашинян – примерно так можно обрисовать возникшую ситуацию в диалоге Баку и Еревана. Все дальнейшее во многом связано с непредсказуемым поведением армянского премьера, который горазд раздавать обещания, но еще более горазд их не выполнять. Так и на сей раз - Пашинян сам вызвался изменить Конституцию, чтобы, по его заверениям, сделать мир с Азербайджаном реальным и прочным, и не скатиться к войне.
Но хватит ли у Пашиняна политической воли выполнить обещанное? Или мы вновь сталкиваемся с очередной игрой армянского премьера на максимальное затягивание переговорного процесса? Тем более, на фоне сохраняющихся в Армении реваншистских настроений и милитаризации этой страны третьими силами, в первую очередь Францией и Индией, а также попыток Запада раскачать регион руками армян. Ответить на эти вопросы редакция Caliber.Az попросила зарубежных экспертов.
Как считает британский журналист, бывший главный редактор вещания Всемирной службы ВВС на регион бывшего СССР, политический эксперт Юрий Голигорский, оба государства практически «обречены» на мир. Отказаться от этого пути, значит, обречь друг друга на бесконечные войны и покалеченные судьбы.
«Этот конфликт - трагедия не только для двух народов, но и проблема для многих ваших соседей. У вашего региона - богатейший экономический и геостратегический потенциал. И в Армении, и в Азербайджане есть «мозги». Азербайджанцы и армяне доказывали это много раз в различных уголках мира. Пора доказать и дома. Я - не физиономист, но, глядя на встречи Пашиняна и Алиева, я невольно прихожу к мысли, что оба лидера понимают бесперспективность войны и осознают потенциальную выгоду мира. Каждая такая их встреча укрепляет меня в правильности моих ощущений. Иначе они бы просто не встречались.
Говоря конкретно о Пашиняне, как мне кажется, сегодня он – практически единственный из недавних лидеров Армении, кто может привести переговоры к реальному миру. Но перед ним стоит гора проблем и это налагает свои ограничения на действия Пашиняна. Хочется надеяться, что он справится с этой миссией», - отметил Ю. Голигорский.
По мнению же израильского военного аналитика Игаля Левина, на сегодня правила игры таковы - любое государство должно обладать сильной армией, если не хочет быть пассивным участником тех или иных политических процессов. Поэтому желания Армении объяснимы – в Ереване хотят иметь свои мышцы и свои кулаки.
«Но что касается последних военных контрактов Армении на поставку оружия из Франции и Индии, то тут, как мне кажется, причина не в том, что Армения, в частности, Пашинян ищет войны или мира. Это осторожные попытки Еревана выхода из-под российского влияния и перехода под патронаж Запада. Ведь дело в том, что оборонные контракты заключаются на годы вперед, и гаубицы или танки - это не тот товар, который сегодня можно как овощи купить на одном рынке, а завтра, чтобы купить получше, поехать на рынок другой. Оборонное сотрудничество – это сотрудничество комплексное, это целая сеть взаимодействий. В Армении это понимают. Там также понимают, что Россия на данный момент не тот военный партнер, который может удовлетворить все прихоти Армении», - заметил Левин.
Армения, как считает он, с завистью следит за многолетним военным сотрудничеством Азербайджана и Израиля и, как это нередко случается с проигравшим, пытается перенять у победителя какие-то паттерны его поведения. В том числе нацеленность на то, что Армении нужны долгосрочные союзы и контракты, помимо России.
«Однако, как мне кажется, Пашинян сейчас пытается вооружиться и компенсировать ту нехватку оружия, что возникла в стране после разгрома в 44-дневной войне, но речь не идет о том, чтобы этим оружием воевать. В Армении, как мне кажется, хорошо понимают, что на это у них нет сил и возможностей – ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Поэтому у Армении и Пашиняна сейчас просто нет иного выхода, кроме как идти в сторону мирного решения всех вопросов с Азербайджаном. Тут других альтернатив нет и вряд ли предвидится», - заключил И. Левин.