Победа Алиева, война у границ Египта и чувствительный нажим Путина «События» с Мурадом Абиевым
Редакция Caliber.Аz предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События» с Мурадом Абиевым, в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
АЗЕРБАЙДЖАН - АРМЕНИЯ
Главной новостью уходящей недели в Азербайджане стали внеочередные президентские выборы. Действующий президент страны Ильхам Алиев одержал внушительную победу, набрав 92,12% голосов избирателей. Проголосовав за Алиева, азербайджанский народ проголосовал за победу, за свое право быть сильным и независимым. Победа действующего президента знаменует собой решимость азербайджанского народа отстаивать и укреплять свой суверенитет в условиях непрекращающихся внешних вызовов.
К слову, о том, что эти вызовы не прекращаются говорит тот факт, что лидеры ведущих стран Запада до сих пор не нашли в себе сил поздравить Ильхама Алиева с победой. На фоне этого многозначительного молчания стоит по достоинству оценить поздравление президента Европейского Совета Шарля Мишеля. Что ж, господин Мишель действительно является одним из редких западных руководителей, кто стремился не к ложной, а к истинной справедливости, но который, однако, оказался не в силах сопротивляться гегемонии бесноватого Парижа в Евросоюзе.
Тем временам армянский премьер Никол Пашинян, на этот раз на правительственном часе в Национальном собрании продолжил убеждать свое общество в необходимости смены конституции. Премьер добавил, что у Армении уже не та внешняя среда, которая была при принятии нынешней конституции. По этой причине, объяснил Пашинян, документ необходимо адаптировать под современность. «Что означает решение об объединении Нагорного Карабаха и Республики Армения? Будем ли мы строить на этом нашу политику в будущем? Если да, то о каком мире мы говорим? Это означает, что мир невозможен», - заявил Пашинян.
Изменения в Конституции Армении никак не связаны с условиями Азербайджана по мирному договору, также заявил Пашинян. Он подчеркнул, что поправки вызваны исключительно внутренней повесткой. В принципе, идея правильная, поскольку преамбула любой конституции связана с идеологией, а идеология – хотя в случае с Арменией и имеет внешнюю направленность, но все-таки вопрос внутренний. Только вот аргумент, который привел Пашинян, какой-то очень хромой и двусмысленный. Послушайте: «Скажу больше, в возможном варианте мирного договора есть пункт о том, что стороны не могут не выполнить свои обязательства, ссылаясь на внутреннее законодательство. Это прежде всего внутренняя повестка дня», — сказал премьер.
Я не знаком с проектом договора, однако могу предположить, что статья, на которую ссылается Пашинян, если она существует, лишь подтверждает принятый многими государствами принцип, согласно которому в случае противоречия между международными договорами и внутренним законодательством, приоритет отдается международным обязательствам. Однако тут есть два нюанса. Во-первых, этот принцип обычно не распространяется на конституцию. И действительно, Статья 6 Конституции Республики Армения гласит, что международные договоры, противоречащие конституции, не могут быть ратифицированы. А во-вторых, и на это частично отвечает та же статья конституции Армении, парламент имеет право не ратифицировать договор, причем, ссылаясь не только на несоответствие конституции, но и прочим законодательным актам. В таком случае, озвученный Пашиняном пункт проекта договора не имеет никакого значения, поскольку сам договор при этих обстоятельствах попросту не вступит в силу. Более того, по словам Пашиняна, оговорки, сделанные парламентом Армении при ратификации Алматинской декларации 1991 года, не имеют юридической силы, так как, вопреки международно-правовым нормам, не были переданы депозитарию. Что ж, так далеко в юридические дебри мы погружаться не будем. Скажу только, что последнее утверждение только запутывает. Не совсем ясно, кого Пашинян хочет в данном случае ввести в заблуждение – свое общество или нас с вами. В целом осталось ощущение, что он в очередной раз готовится увильнуть от подписания мира и готовит почву для того, чтобы оставить требования Баку по изменению законодательства без внимания.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
На юге Сектора Газа продолжаются тяжелые бои между израильской армией и ХАМАС. По словам израильских военных, от боевиков ХАМАС почти полностью зачищен город Хан-Юнис – там остался только один из четырех батальонов ХАМАС. В целом израильские военные ликвидировали 17 батальонов ХАМАС в секторе Газа из 24, существовавших в анклаве – сообщил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Премьер также заявил, что военные систематически уничтожают туннели на всех участках сектора Газа, что требует больше времени.
Все большую тревогу как у арабских государств, так и союзников Израиля вызывает намерение Тель-Авива продолжить наступление на юг сектора Газа вплоть до города Рафах, а это, как мы помним, на границе с Египтом, и там сейчас находится около миллиона палестинцев, большинство из которых – беженцы из других городов Газы. Каир начал выстраивать уже вторую стену на пути вероятных беженцев и заявил, что нападение Израиля на Рафах подорвет мирный договор Египта с еврейским государством.
На этом фоне госсекретарь США Энтони Блинкен предпринял уже пятый вояж на Ближний Восток с целью добиться хоть какого-то прекращения огня. Нетаньяху на встрече с Блинкеном назвал план ХАМАС по прекращению огня безумным и заявил, что война будет продолжена до уничтожения группировки. Напомню, что ХАМАС предлагал довольно растянутый по времени план перемирия – почти на полгода, предполагавший для себя большое поле для маневров.
Несмотря на это стороны продолжают переговоры через посредников в Каире. Ожидается что эти переговоры продлятся не менее десяти дней. Посредниками выступают США, Египет и Катар. Также сообщается об активизации в переговорном процессе Турции и Саудовской Аравии.
УКРАИНА – РОССИЯ
Ситуация на украинском фронте продолжает оставаться сложной. Стороны ведут позиционные бои. Пригород Донецка Авдеевка находится под угрозой взятия российской армией. Тем временем, Украина и Россия произвел обмен военнопленными по формуле 100 на 100. Посредником в этой акции выступили Объединенные Арабские Эмираты.
Между тем, главной новостью украинской повестки стало увольнение президентом Зеленским Валерия Залужного с поста главнокомандующего ВСУ. Новым главкомом стал уже бывший командующий сухопутными войсками генерал-полковник Александр Сырский. В активе Сырского Киевская и Харьковская операции. По словам советника главы офиса президента Украины Михаила Подоляка, решение обусловлено необходимостью пересмотреть тактику действий, которая «не обеспечила в полном объеме должного результата в прошлом году», и не допустить стагнации по линии фронта, «негативно влияющей на общественные настроения». Еще две причины, названные Подоляком - поиск новых функциональных и высокотехнологичных решений, позволяющих «удержать и развить инициативу», а также запуск процесса реформирования управленческих принципов в армии.
Вместе с тем, Украине для успешных боевых действий нужны не только смена командования, но и военная помощь со стороны Запада, которая пока не спешит поступать. Причем отсутствием американской помощи обеспокоен не только Киев, но и Берлин. Дело в том, что если США сократят поддержку Украины, то ФРГ займет первое место по объемам помощи Киеву. А вот светиться таким образом Берлину совсем не хочется. Канцлер Шольц заявил о недопустимости такой ситуации и призвал ЕС и США совместно увеличить поддержку Украине.
Между тем, Вашингтон пока с помощью никак не определится. Сенат, правда, принял процедурное решение для дальнейшего рассмотрения законопроекта о выделении дополнительной помощи Украине, Израилю и Тайваню. Окончательное решение о пакете на $95,34 млрд военной помощи, среди которых около 60 миллиардов предназначено для Украины, будет приниматься на днях как Сенатом, так и Палатой представителей. Вопрос в том, как на этот раз будут голосовать республиканцы, составляющие в Палате представителей большинство.
РОССИЯ
Говоря о войне в Украине, нельзя не коснуться программного интервью президента России Путина популярному американскому журналисту Такеру Карлсону. Путин говорил много, дал историческую справку, в которой в очередной раз поставил под сомнение право украинцев на государственность, вместе с тем подчеркнув, что Москва не имела претензий к Украине до тех пор, пока та не стала участвовать в агрессивных планах НАТО по расширению на Восток. Более того, Путин назвал войну в Украине «гражданской» и вообще очень умело сыграл на настроениях украинского общества, связанных с общей усталостью, задержкой западной помощи и тревогой перед тотальной мобилизацией. Он завершил интервью рассказом о том, как осажденный украинский отряд отказался сдаться и погиб со словами «русские не сдаются». Мне показалось, что у российского лидера даже дрогнул голос. Казалось, что Карлсон был под большим впечатлением от этого финала.
Журналисты либерального крыла тут же принялись обвинять Карлсона в излишней комплиментарности к Путину и России, вменили ему в вину то, что он не задал вопрос о Буче и жертвах среди мирного украинского населения. Это очень наивное и беспомощное замечание. Как будто Путин не смог бы ответить на эти вопросы в выгодном для себя ключе. Вместе с тем, критики упускают главное. Президент России ясно высказался о том, что он готов к переговорам. Для этого, по его словам, Зеленский должен отменить свой указ, запрещающий переговоры с Россией. Более того, не берусь утверждать, однако отсылка российского президента к стамбульским соглашениям, возможно, демонстрирует готовность Москвы вернуться к повестке марта 2022 года. А ведь даже по мнению некоторых украинских аналитиков, та повестка была достаточно конструктивной.
Общий лейтмотив выступления Путина заключался в том, что Запад в целом плохо оценил мировые тенденции усиления других полюсов силы и вместо того, чтобы приспособиться и договориться, предпочел решать вопросы силой. Война в Украине, по его словам, закончится, когда Запад признает свою ошибку, и перестанет вооружать Киев.
При этом Путин несколько раз подчеркнул, что контакты между Москвой и Вашингтоном продолжаются по специальным каналам, несмотря ни на что.