Принять нельзя отвергнуть Запятую поставьте сами
«Турция никогда не угрожала Армении». И сказал это вовсе не представитель турецких властей, а депутат армянского парламента от правящей партии «Гражданский договор» Гурген Арсенян.
«Сверхцелью военного присутствия России на границе с Турцией является не функция сохранения Армении, а угроза, направленная против Турции… Нужно сказать, что Турция никогда не угрожала Армении. У нас нет фактов, доказывающих, что Турция когда-либо угрожала Армении после обретения ею независимости», – дословно его заявление.
Армянский политик также отметил, что сейчас власти республики собираются урегулировать отношения с соседями на основе принципов добрососедства и обеспечить возможности для дальнейшего развития страны. Если эти цели будут достигнуты, то российское военное присутствие перестанет быть важным для Армении. А если российские войска уйдут из страны, Турция станет для Армении «просто соседом».
Есть вероятность, что этот сигнал является проверкой всех возможных участников кавказской игры с целью то ли определения их позиции, то ли банального шантажа. Однако не стоит, пожалуй, всерьез заниматься анализом этой версии, поскольку подобные проверки могут устраивать только субъекты, а не объекты международных отношений, каковым является Армения.
Напротив, если принять заявление армянского политика за чистую монету, то оно дает пищу для размышлений.
Недавнее выступление председателя Национальной Ассамблеи Франции Яэль Браун-Пиве в Ереване, посвященное тому, что французское государство в соответствии с международным правом не признает «независимость» Карабаха, стало для армянского общества холодным душем, вызвавшем в нем разочарование в своем многолетнем покровителе - Париже. В ракурсе ухудшающихся отношений с Россией у армян практически не остается вариантов для выбора нового, причем могучего военного союзника. Вашингтон вообще не проявляет никакого видимого интереса к охране армянских границ. Кто в этих условиях остановит «турецкую экспансию»? Иран? Маловероятно. Слишком велики риски (хотя эта тема, безусловно, требует отдельного рассмотрения).
Вся цепочка событий, начиная с победы Азербайджана в 44-дневной войне и заканчивая недавними заявлениями мировых держав, обнаружила нарастающее усиление позиции в регионе и мире Азербайджана в тандеме с братской Турцией. В этой связи любопытно будет привести статус-комментарий известного армянского аналитика Рачьи Арзуманяна, которым тот поделился в своем телеграм-канале:
«О важности оставаться в реальности.
Армении придется напряженно и много работать, чтобы занять свое место в регионе и мире в 21 веке… Ежегодно Госдеп США публикует список «критически значимых иностранных языков», знание которых поощряется стипендиями и дает преимущество при поступлении на службу и пр. - Critical Languages Scholarship – CLS. Это наиболее востребованные языки с точки зрения «национальной безопасности и экономической конкурентоспособности США». В этом году это были 15 языков, и среди них азербайджанский – единственный с постсоветского пространства. Есть и второй уровень «квалификационных языков» (qualifying languages), знание которых дает бонусы. Таковых 61, и среди них также армянский и грузинский. То есть регион Южного Кавказа входит в сферу интересов США, но в центре особого внимания для Госдепа и Пентагона – Азербайджан. И это логично, учитывая геополитическое положение и отношения с Турцией. Вывод: работать надо и поменьше фантазий, связанных с РФ и Западом, чтобы использовать шанс и догнать уходящий в отрыв мир. Армения может занять свое, уникальное, место, но продолжает сидеть и ждать чего-то».
Трудно сказать, каким именно аналитик видит место Армении в мире и что она, по его мнению, должна делать, вместо того чтобы «сидеть и ждать», однако кажется очевидным, что любой нейтральный и здравомыслящий человек с улицы, прочитав эту заметку, посоветует Армении срочно подружиться с Турцией и Азербайджаном.
Трезвые головы в Ереване начинают осознавать, что зажатой между двумя тюркскими государствами стране не остается ничего иного, как жить с ними в добрососедстве. Интеграция с Турцией и Азербайджаном стала бы самым блестящим решением со всех точек зрения. Сколько бы ни били себя в грудь армяне о своей миссии хранителя западной цивилизации, они, по своей сути, постосманский народ, ментально больше встроенный в ближневосточный и даже, возьмем на себя смелость утверждать, тюркский, нежели западноевропейский цивилизационный паттерн. Имея богатый опыт торгового и финансового посредничества, армянский этнос прекрасно вписался бы в экономическую перестройку региона. Все что нужно предпринять армянскому обществу в этой связи - официально отказаться от всех видов претензий как к западному, так и к восточному соседу. И вот тут начинаются проблемы. Известно, что армянский народ уже более столетия пропитан идеями национальной исключительности, расширения жизненного пространства и тюркофобии. Подобная ментальность служит естественным препятствием для позиционирования себя в новой системе координат.
Все прекрасно понимают, что не хлебом единым жив человек и что народам идея нужна не меньше, чем материальное благополучие. И армянскому народу тоже нельзя отказать в праве на идею. Вся проблема в том, что идея у него плохая.
По наблюдениям автора этой статьи, отдельный человек только тогда достигает подлинного личностного и духовного роста, когда прощается с иллюзиями, диктуемые гордыней. Только шок, испытываемый от коллизии воображаемого и реального способен внушить человеку озарение, дающее ему импульс для реализации своего подлинного потенциала. Думаю, не будет ошибкой спроецировать это правило на народы и сообщества.
Армянский народ, будучи от природы трудолюбивым и всесторонне одаренным, пребывает в пучине ложных представлений о себе и своей роли в мире. Если армяне, несмотря на шок от поражения в 44-дневной войне, отбросят эти представления, то имеют все шансы действительно стать цивилизационным феноменом, христианской страной – союзницей тюркского мира. Я также уверен, что в армянском языке найдутся красивые слова и словосочетания для емкого выражения этой новой идентичности…
Правда, всегда легче сказать, чем сделать. Размышления о людях, приведенные выше, нуждаются в значительном уточнении. Только небольшая часть индивидов способна на коренную переоценку своей личности. Большинство до конца жизни страдают комплексами и портят жизнь окружающим. Опять же, экстраполируя этот факт на целые социумы, мы не можем обладать никакой уверенностью в том, что в армянском обществе, обогатившимся на больших торговых путях, вновь не возобладают идеи национальной исключительности, реваншизма, «миацума» и «Великой Армении». Поэтому еще большой вопрос, что нам выгоднее – усыпляющее нашу бдительность «излечение» Армении либо постоянное ее пребывание в состоянии контролируемого нами психоза?
Не уверен, что первый ответ очевиден.