Слушайтесь «деда» или вас убедит аскер И вновь о тезисах «старого лиса»
Есть ли в политической армянской элите, зараженной бациллой реваншизма, хоть кто-то трезво оценивающий ситуацию? После одиозных заявлений армянских политиков, как пропашиняновских, так и оппозиционных, возникает стойкое ощущение, что вся Армения впала в сон наяву, и в этом сне у Армении огромная боеспособная армия, поддержка всех внешних центров силы и миллиарды армянской диаспоры. Только вот наяву у армян все гораздо хуже и мрачнее… Не пребывающих в мире грез, не одержимых бредовым сном в Армении совсем немного. Один из них - экс-президент Левон Тер-Петросян, накануне призвавший свою страну посмотреть наконец правде в глаза.
«Нас ожидают тяжелые, болезненные решения. С Азербайджаном и Турцией должны быть подписаны соглашения, которые никому не придутся по вкусу, но есть один момент - нет альтернативы», - в эфире Общественной телекомпании заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян.
«Если не подписывается документ, если не заключается мир с этими двумя соседями, мы больше не можем восстановить 70-летние реалии Советского Союза. Мы снова должны построить государство», - сказал Левон Тер-Петросян.
Понятно, конечно, что Тер-Петросян далеко не тюркофил, и бдит в первую очередь об интересах своей страны и армянства. Не говоря уже о том, что мы помним, какую гнусную роль сыграл этот человек в 1990-1994 годах. Однако в отличие от объятого просто наркоманским дурманом «всеармянского величия» политиков своей страны Тер-Петросян все же осознает хотя бы очевидные вещи – что политической стабильности и материального благополучия Армении можно добиться только перестав размахивать обломком приклада, не проповедуя радикализм и шовинизм. Стоит наконец взглянуть правде в глаза и перестать денно и нощно грезить «миацумом».
Армении, по мнению Левона Тер-Петросяна, уже не стоит заявлять каких-либо прав на Карабах, поскольку не осталось ни сил, ни возможностей. И это надо наконец честно признать. Еще одно заблуждение армянского общества - многолетняя, уже закрепившаяся как диагноз навязчивая мысль, что вот-вот вмешается кто-то более сильный, например, Россия, и будет целенаправленно бороться за Карабах для армян. Когда-то ключ к решению карабахской проблемы у России имелся, но сейчас он в Баку, и не стоит уже более полагаться на Москву. Надо снять розовые очки и промыть стекла, советует экс-президент.
«Не хочу обескураживать людей, но сейчас Карабах находится в состоянии, когда Армения не имеет права голоса, Армении нет. Армения не является действующим лицом в Карабахе. Единственное - гуманитарные, строительные работы. Ключ был в руках России еще до войны. Сейчас у России столько проблем, что она потеряла ключ. Можно ли сейчас чего-то ожидать от России? Это в десять раз опаснее Карибского кризиса», - отметил он.
Весьма нелицеприятные для зациклившегося на идеях реваншизма армянского политсообщества откровения. Легче, конечно, врать себе и другим, размахивая пестрым радикальным платком. В этом смысле армянские политики просто используют слабость своей же ментальности: многие в этой стране, как правило, закатывают глазки от блаженства, когда слышат о величии хаев. Даже если это совершенно не привязано к действительности и даже если гора Агрыдаг никогда не была армянской. Но почему бы не помечтать. Поиграть в топонимы. Возникает впечатление, что у армянских политиков развился особый навык – мечтать, зажмурившись от ужаса, который вызывает происходящее.
Серьезное заблуждение армянского политического бомонда, который сейчас бьется за свержение Пашиняна, состоит в том, что оно уводит определенную часть общества от насущных проблем, заморачивает голову этим противостоянием. По мнению Тер-Петросяна – это глупая позиция. И в этом смысле он, пожалуй, самый реалистичный политик, осознающий абсурдность идей реваншизма и сепаратизма.
Большей части оппозиции кажется, что если получится избавиться от Никола Пашиняна, то появится возможность избежать болезненных решений, но это наивно, заявил Тер-Петросян, которого многие в Армении за глаза называют «дедом». Он давно понял, что всё как раз наоборот: «Кто бы ни пришел, может, будет подписан документ, который будет еще хуже». И в отличие от других «гераклов» армянской политики Тер-Петросян не рисуется, не берет на себя чересчур много и не говорит о том, в чем не очень осведомлен.
«Во-первых, они не доказали, что могут быть лучше. Не могут, потому что не владеют информацией, я тоже не владею. Мне кажется, что все решения будут плохими для нас. Я вижу задачу: из всех плохих решений выбрать наименее болезненное, а для того, чтобы понять это, мы должны владеть информацией, а единственным владеющим ею, является Пашинян», - подчеркнул экс-президент.
А на вопрос, каковы у США интересы и роль в случае с Арменией и могут ли они явиться тем самым спасителем «страны камней», Тер-Петросян еще раз опроверг все заблуждения и призвал «перестать мечтать». Не стоит думать, убежден он, что если не Россия, то Америка решит все проблемы армян, тем более сейчас многие внешние силы заняты войной в Украине и им просто не до армян.
«Может быть, наступит момент, когда США и Евросоюз перестанут обращать внимание на то, что здесь происходит. Если я сказал тогда, что пора стать серьезным, то теперь пришло время стать в тысячу раз серьезнее», - сказал он.
Но быть серьезнее Армения пока не хочет. Она тянет время, надеясь не повзрослеть. Как ребенок-убийца из фильма ужасов, испачкавшийся в крови и при этом обвиняющий всех подряд, но только не себя. Надеется, что постоит немного в наказание в углу, а потом все будет по-старому. Жуткое, но, в принципе, честное сравнение.
Но так или иначе армянскому «воинству» и поддакивающей ему части армянского общества в самое ближайшее время стоит все-таки прислушаться к мудрым посылам «деда», который по своему политическому опыту, безусловно, проницательнее и дальновиднее выходцев из «карабахского клана». И главное – заметно честнее. Прислушаться и начать действовать во избежание войны, в русле мирного диалога с Азербайджаном. А если опять тянуть время, то есть риск познакомиться и с решением пожестче - сапогом азербайджанского солдата.