США, Франция и новая реальность на Южном Кавказе Статус-кво, созданный Азербайджаном
Вашингтон и Париж поддерживают установление справедливого и прочного мира на Южном Кавказе и дальнейшую региональную интеграцию на благо всех народов региона. Об этом говорится в совместном заявлении президентов США и Франции по итогам переговоров в Париже. Да, в этом заявлении было и кое-что, касающееся Грузии. «Соединенные Штаты и Франция подтверждают свою приверженность поддержке народа Грузии в его евроатлантических устремлениях. Президенты призывают правящую партию «Грузинская мечта» уважать пожелания общественности и вернуться на евроатлантический путь», — говорится в заявлении.
Мы не будем акцентировать внимание на этом моменте, ибо речь тут идет о внутриполитических процессах в Грузии. Для нас куда большее значение имеет то, что касается нашей страны. И тут мы наблюдаем позитивную тенденцию. «Соединенные Штаты и Франция поддерживают установление справедливого и прочного мира на Южном Кавказе, основанного на уважении международного права, а также принципов суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности. Мы поддерживаем дальнейшую региональную интеграцию на Южном Кавказе на благо всех народов региона», — говорится в совместном заявлении Байдена и Макрона.
Это заявление четко указывает на то, как баланс сил в регионе меняется в пользу Азербайджана, как растет геополитический вес нашей страны, а вместе с ним и понимание мировыми державами того, что бесполезно вести политику, идущую вразрез со справедливыми требованиями официального Баку. Тут особое внимание нужно обратить на то, что в тексте заявления президентов США и Франции нет ни слова про «право наций на самоопределение». А ведь это была та соломинка, держась за которую Ереван пытался хоть как-то оправдать свою оккупационную политику. Вспомним, что начало армяно-азербайджанского конфликта было положено именно по причине планов армянских националистов создать второе армянское государство на азербайджанских территориях. Этим планам было дано название «миацум», что в переводе с армянского означает «воссоединение». Да, это была провокационная политика, которой необходимо было положить конец в самом зародыше. Но в начале 90-х США и Франция предпочли действовать иначе. Например, в 1992 году, когда произошел геноцид мирного азербайджанского населения в Ходжалы и когда была оккупирована Шуша, в США была принята позорная 907-я поправка против нашей страны. Кроме того, на протяжении двух с лишним десятилетий США выделяли официальную финансовую помощь так называемому «народу нагорного карабаха». Это была, назовем вещи своими именами, открытая поддержка сепаратизма.
Макроновская Франция зашла еще дальше в вопросе поддержки оккупационной политики Армении. Мы все помним, как активно президент этой страны Макрон пытался остановить победный марш азербайджанской армии в ходе 44-дневной войны. Он не чурался даже тиражирования откровенной лжи в отношении нашей страны, за которую так и не извинился. Впрочем, на том антиазербайджанские действия Франции не прекратились. Буквально сразу после окончания 44-дневной войны французский Сенат принял резолюцию, призывающую правительство своей страны признать «нагорный карабах». За принятие резолюции проголосовали 305 сенаторов, один выступил против. Да, МИД Франции отказался действовать по указке своих сенаторов, но в Баку всё запомнили, зафиксировали. Тем более что к тому времени многие французские города подписали договора о побратимстве с различными населенными пунктами, которые временно находились под армянской оккупацией.
Какова их реальная ценность? Нулевая. По сути, она была обнулена по итогам 44-дневной войны, но последний гвоздь в крышку гроба надежд Армении и мирового армянства был вбит в сентябре прошлого года по итогам однодневной антитеррористической операции в Карабахском регионе. Да, Франция продолжила по инерции махать кулаками после драки. Были попытки оказать давление на официальный Баку, были призывы ввести санкции против Азербайджана за то, что наша страна... восстановила свою территориальную целостность. Но, как видим, столкновение с неизбежностью и принятие ее случилось и с Францией. Да, она продолжает вооружать Армению, заявлять о своей поддержке официального Еревана. Но попутно мы видим и вынужденный отказ официального Парижа от многих первичных постулатов.
Вот и сейчас в заявлении президентов США и Франции нет ничего, что дало бы повод для радости тем силам в Армении, что все еще лелеют мысли о реванше. Его не будет никогда. Игра окончена. Скажем больше. Все могло быть совершенно иначе. «Если бы Армения в 2020 году прислушалась к нашим словам и мирным путем вернула наши земли, то во Второй Карабахской войне и антитеррористической операции не было бы необходимости», — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с председателями парламентов стран-членов ТЮРКПА. И это была неоспоримая правда. Официальный Баку всегда предлагал справедливое и мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на основе международного права. Но в Армении предпочитали жить мифами, а не реальностью. Сейчас там, вроде бы, отрезвели. А в США и Франции, как видим, решили исходить из новых реалий, сложившихся на Южном Кавказе благодаря грамотной, последовательной и принципиальной политике президента Азербайджана Ильхама Алиева. Безусловно, это новая политическая реальность, созданная Азербайджаном в регионе, новый статус-кво, основанный на уважении принципа территориальной целостности.
Акпер Гасанов