То, с чем вынужден будет считаться Белый дом Новая реальность на Южном Кавказе
Накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев направил поздравительное письмо президенту США Джозефу Байдену в связи с Днем независимости США. На мой взгляд, имеет смысл коснуться ряда моментов, указанных в письме главы государства.
«Особое значение имеет наша долгосрочная и эффективная совместная деятельность в сфере энергетики. Мы высоко ценим решительную поддержку США реализации энергетической стратегии Азербайджана и реализации Южного газового коридора, который играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы», – отметил президент Азербайджана.
В этой связи стоит отметить, что совсем недавно имело место обращение президента США к участникам Бакинской энергетической недели. В нем говорилось, что Азербайджан играет важную роль в обеспечении безопасности энергоснабжения на глобальном уровне. Также в обращении Джо Байдена отмечалось, что каспийский газ поставляется во все большее число стран, помогая Европе диверсифицировать свои источники энергии и ускорить переход от использования угля.
В обращении президента США также подчеркивалось, что COP29 предоставляет Азербайджану уникальную возможность для продвижения ключевых глобальных инициатив, таких как ограничение выбросов метана в нефтегазовом секторе и продвижение перехода на экологически чистую энергетику. Как видим, у Баку и Вашингтона есть общий взгляд на важнейшую роль Азербайджана в плане сильной энергетической державы.
Тут, впрочем, просто не может быть двух мнений. Вот и в отчете Европейской комиссии за последний квартал 2023 года говорилось о том, что в прошлом году Азербайджан экспортировал в страны Европейского союза (ЕС) 11 млрд кубометров природного газа. Таким образом, доля Азербайджана в общем импорте газа ЕС увеличилась с 3% в 2021 году (8 млрд кубометров) до 7%. Неспроста и в ЕС говорят о важнейшей роли Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Старого Света.
Но это было еще не все. В обращении к участникам Бакинской энергетической недели президент США Байден призвал к региональной стабильности и заключению прочного и достойного мирного соглашения, которое прекратит десятилетия конфликта, преобразит Южный Кавказ и изменит роль Азербайджана в регионе. Он тогда подчеркнул, что США готовы поддержать это ради будущих поколений.
А теперь обратим внимание на то, о чем говорилось в поздравительном письме президента Азербайджана Ильхама Алиева на имя главы американского государства: «Азербайджан является сторонником построения интегрированной и инклюзивной модели регионального сотрудничества на Южном Кавказе, основанной на новых геополитических реалиях и справедливости, без каких-либо разделительных линий. Азербайджан, как инициатор мирного соглашения с Арменией и пяти принципов, составляющих его основу, постоянно демонстрирует политическую волю для продвижения мирной повестки. Мы ценим решимость США всегда поддерживать нормализацию отношений с Арменией, установление прочного мира в регионе и процесс подготовки мирного договора».
Азербайджан давно закрепил за собой статус государства, способного инициировать и реализовывать проекты, имеющие глобальное значение. Баку — Тбилиси — Джейхан, Баку — Тбилиси — Карс. Эти проекты были инициированы и реализованы нашей страной. Причем, порой не имея поддержки со стороны тех же США. То же самое, впрочем, можно сказать и о восстановлении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана.
Совершенно очевидно, что США, в качестве страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ, могли бы сделать гораздо больше для торжества международного права и восстановления справедливости. Но в реальности Соединенные Штаты, как мы все помним, не только не ввели никаких санкций против Армении за оккупацию 20% территории нашей страны, но и приняли дискриминационную 907-ю поправку в отношении Азербайджана. Причем, принята она была в год, когда Армения оккупировала Шушу и совершила геноцид против мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Одним словом, Азербайджан добился своего статуса ведущего государства Южного Кавказа, восстановившего свою территориальную целостность в полном объеме и играющего важнейшую роль для Европы и Центральной Азии, мягко говоря, не благодаря, а вопреки политике официального Вашингтона. Другое дело, что в США вынуждены принять новую реальность и строить, исходя из нее, свою политику в нашем регионе.
И в этом смысле колоссальное значение имеет то, что Азербайджан и Китай вышли на уровень стратегического партнерства. Да, стратегическим партнером Азербайджана отныне стало еще одно государство, являющееся постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это крайне важный момент с точки зрения периодически имеющих место попыток оказания политического давления на официальный Баку. Ведь отныне Китай и Азербайджан рассматривают друг друга как приоритетных и надежных партнеров и самостоятельно определяют политику двусторонних отношений вне зависимости от внешних факторов.
Кроме того, Китай и Азербайджан пришли к общему знаменателю, что защита прав человека должна основываться на незыблемых принципах уважения суверенитета всех стран, и выступают против политизации и внедрения двойных стандартов по вопросам прав человека. А это то, чем, увы, так любят до сих пор спекулировать в США и ряде стран Европы, применяя откровенно предвзятый подход к Азербайджану, придерживаясь той самой политики двойных стандартов и не замечая огромного числа преступлений, совершенных Арменией в отношении нашего государства. Безусловно, имея такого сильного стратегического партнера, как Китай, Азербайджан будет более защищен от такого рода давления. И это то, с чем вынужден будет теперь считаться и Белый дом, вне зависимости от того, кто станет его следующим хозяином.
Акпер Гасанов