США сохранят минимальное присутствие в Центральной Азии Нурлан Мунбаев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c казахстанским экспертом, членом Нью- Йоркской академии наук Нурланом Мунбаевым.
— После вывода американских войск из Афганистана центральноазиатский регион стал менее интересен для США? Изменится ли политика США в отношении Центральной Азии с возвращением Дональда Трампа?
— Во время своего первого президентского срока Трамп проявлял наибольший интерес к внутренней политике, настаивая на сокращении присутствия США за рубежом. В этот раз, скорее всего, США продолжат следовать политике минимального участия в Центральной Азии, уделяя больше внимания другим вопросам. Скорее всего, этот регион не будет для него приоритетом.
С другой стороны, США могут поддерживать минимальные связи с регионом, рассматривая Центральную Азию как геополитический «буфер» между Россией и Китаем. Поэтому, возможно, что в зависимости от приоритетов и заинтересованности администрации Трампа, Вашингтон усилит экономические связи с некоторыми странами, такими как Казахстан и Узбекистан, чтобы противостоять российскому и китайскому влиянию.
— США и страны Центральной Азии ведут переговоры в формате С5+1. Какие бонусы конкретно это даёт Казахстану?
— Ну, во-первых, формат С5+1 помогает Казахстану получать доступ к различным формам помощи и инвестиций, что положительно сказывается на его экономике, безопасности и международном имидже и даёт ряд преимуществ. Главным образом, это экономическое сотрудничество, что открывает доступ к новым рынкам и инвестициям. Речь идет о поддержке инфраструктурных проектов, модернизации энергетики и развитии транспортных коридоров. Я бы еще отметил фактор безопасности и стабильности, поскольку формат С5+1 поддерживает меры по обеспечению безопасности в регионе, включая борьбу с терроризмом, наркоторговлей и трансграничной преступностью. Тут Казахстан, как ключевая страна в Центральной Азии, получает поддержку для повышения своего уровня безопасности.
Также США активно продвигают проекты по охране окружающей среды, решению экологических проблем в регионе. Казахстан может получить помощь в улучшении экологической ситуации.
— Вы допустили, что Центральная Азия не будет в большом приоритете у будущей администрации Белого дома. Тогда каким образом США будут вытеснять своих геополитических соперников — Россию и Китай — из этого региона?
— США могут инвестировать в инфраструктуру Центральной Азии, создавая альтернативные маршруты транспортировки товаров и энергетических ресурсов, оказывать поддержку развитию частного бизнеса, а также предложить странам региона помощь в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма, чтобы снизить влияние России как основного гаранта безопасности.
— Аналитики прогнозируют с приходом Трампа изменение курса доллара. Как это может отразиться на мировой экономике в целом и, в частности, на экономике ЦА?
— Я разделяю это мнение. Рост инфляции в США, а также изменение курса доллара могут повлиять на мировую экономику, включая Центральную Азию. Рост инфляции может привести к тому, что Федеральная резервная система (ФРС) будет вынуждена повысить процентные ставки, чтобы сдержать рост цен и укрепить курс доллара.
Что же касается воздействия на мировую экономику, то в случае сильного укрепления доллара экономика стран с высоким уровнем долга, деноминированного в долларах, столкнется с повышением долговой нагрузки. То есть в случае укрепления доллара подорожают долларовые кредиты и обслуживание внешнего долга, особенно для развивающихся рынков, что в определенной степени коснется и ЦА.
— В случае введения Трампом новых санкций и торговых тарифов на импорт из Китая, это ведь коснется и Центральной Азии?
— Да, разумеется, поскольку часть торговли ЦА завязана на китайскую экономику. Также, если США при Трампе будут ужесточать санкции против России, то это тоже негативно скажется на экономике центральноазиатских стран из-за тесной интеграции с Россией через торговлю и трудовую миграцию.
— По вашим оценкам, Трамп — «удобный переговорщик» для РФ с точки зрения урегулирования российско-украинского конфликта?
— Дональд Трамп может быть удобным переговорщиком для России в вопросе украинского конфликта, но его позиция имеет как потенциальные выгоды для Москвы, так и значительные риски. Трамп неоднократно выражал сомнения относительно американской поддержки Украине, что в интересах России. Поэтому вероятно, что он будет склонен к сокращению военной помощи, чтобы ослабить украинскую оборону. Трамп выступает за то, чтобы война закончилась быстро, даже если для этого потребуется заставить Украину пойти на уступки. При таком раскладе России будет проще добиться условий, которые легализуют ее контроль над территориями на востоке Украины.
С другой стороны, немаловажно, что ранее Трамп выражал заинтересованность в налаживании отношений с Россией, что также является добрым знаком для Москвы.
— А в чем заключаются риски?
— Трамп непредсказуем, его позиция может в одночасье измениться. К примеру, он может ужесточить санкции или усилить военную поддержку, если посчитает, что это выгодно для его политической карьеры. Также не исключено, что Трамп может сосредоточиться на внутренних вопросах страны, оставив конфликт в Украине без особого внимания.
Разрешение украинского конфликта для Трампа будет крайне сложной задачей, а его мирный подход вовсе не гарантирует успеха. Существуют несколько факторов, которые будут играть ключевую роль в его потенциальной попытке «разрулить» этот конфликт: Трамп может столкнуться с сильным сопротивлением как среди демократов, так и части республиканцев, которые поддерживают Украину и считают стратегически важным сдерживание России. Это затруднит любые попытки сократить военную помощь или изменить внешнюю политику в пользу быстрой сделки с Россией. Трамп мог бы надавить на Украину ради территориальных уступок с ее стороны, но Киев, скорее всего, откажется от предложений, ущемляющих его суверенитет, особенно в вопросах контроля над территориями. Любые компромиссы без гарантий безопасности также вызовут недовольство среди украинского народа и международных союзников.
— Как вы расцениваете предстоящий государственный визит Владимира Путина в Казахстан? Российский лидер едет в Астану, чтобы расставить приоритеты Москвы в этом регионе?
— Президент Путин едет в Казахстан, чтобы обсудить важные вопросы региональной повестки Центральной Азии с союзниками по ОДКБ и ЕАЭС. Так сказать, укрепить свои тылы в условиях смены геополитических ориентиров.
— Полагаете, что Казахстан может выйти из евразийских проектов в перспективе?
— Не исключаю, что это может произойти после 2030 года.