«Трамп ужесточит тон Америки в общении с Европой» Коробков и Иоффе на Caliber.Az
Избранный президент США Дональд Трамп может воспользоваться лазейкой в законодательстве и вывести страну из НАТО. Об этом сообщает издание Politico.
В каденцию Джо Байдена был принят закон, по которому любое решение президента о выходе из Североатлантического альянса должно быть одобрено Сенатом двумя третями голосов или утверждено актом Конгресса, однако «закон небезупречен» и юристы опасаются, что Трамп может воспользоваться лазейкой в исключительных полномочиях главы государства в сфере внешней политики, пишет газета.
Прецеденты уже были, отмечает издание, — выход США из Договора по открытому небу во время первого президентства Трампа. В 2019 году Конгресс принял поправку, согласно которой глава Минобороны и госсекретарь должны уведомить законодателей по меньшей мере за 120 дней до выхода из договора. Однако Минюст решил, что требования об уведомлении нарушают конституционные полномочия американского лидера в сфере внешней политики. Право президента принимать решения о выходе из договоров «проистекает из его конституционной роли как единственного представителя нации во внешних сношениях», заявили там.
Насколько же вероятно подобное решение со стороны Трампа, когда он вернется в Белый дом? Действительно ли избранный президент имеет такую цель? То есть, он утратил веру в консолидированность Североатлантического блока, в его возможность действовать оперативно и слаженно? Или на то есть еще какие-то причины?
На эти вопросы Caliber.Az ответили американские эксперты.
Профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков отметил прежде всего, что Трамп много выступает на данную тему, но для него это эффективный способ вести переговоры с западными европейцами и получать то, что он хочет.
«И он получает то, что хочет - если при его первом сроке только пять членов НАТО, включая США, выполняли свои обязательства по 2%-ным военным расходам относительно ВВП, то сейчас число таких членов уже составляет 22, то есть две трети всего блока, и продолжает расти. Трамп заставит европейцев, во-первых, относиться к США не как к партнеру, а как к стране, контролирующей альянс, что собственно является реальностью, и он усилит дисциплину в блоке, помимо создания иерархии, и естественно, четко скажет европейцам, что свои проблемы они должны решать сами. Но НАТО остается механизмом политического контроля для Америки, в том числе над самими членами организации. Поэтому тон изменится, он станет очень жестким, но само НАТО продолжает сохранять ценность для Соединенных Штатов, в том числе и в системе, которую хочет создать Трамп», - отметил профессор.
Другое дело, говорит он, что европейцам не позволят выступать в роли «хвоста, виляющего собакой», и США будут выбирать конфликты, в которых они хотят участвовать, и ничто не помешает им это делать.
«А присутствие США, помимо всего прочего, является сдерживающим фактором, противовесом гиперактивности ряда членов, прежде всего, в Восточной Европе. Поэтому есть причины для того, чтобы США оставались в этой структуре.
Но в целом, помимо изменения тона и требований от европейцев, чтобы они свои проблемы решали сами, естественно, будет продолжаться уже идущий процесс перевода основного внимания США с Европы на Восточную Азию. Китай всё более открыто рассматривается в качестве оппонента и потенциального противника, и поэтому у Трампа будут совершенно иные задачи, в том числе в экономической сфере – защита американской экономики от конкуренции. То есть, возврат к протекционизму. А еще создание какой-то структуры сдерживания, аналогичной той, что существовала против Советского Союза в годы холодной войны, для отрыва России от Китая, для создания и расширения экономических и военно-политических блоков в других частях света, прежде всего, в районе Тихоокеанского кольца», - считает политолог.
И это, подчеркивает он, объективно говоря, реальность, которая имеет место независимо от того, кто находится в Белом доме, но Трамп будет занимать гораздо более жесткие позиции, более четко очерченные и в плане географии, и в плане политических и, что очень важно, экономических приоритетов.
«А европейцам все время будут говорить, что США им нужны гораздо больше, чем они Америке, будут меняться условия взаимоотношений, но в принципе НАТО-вская структура, помимо того, что из нее очень сложно было бы выйти, сохраняет свою ценность, но уже в ином ключе. В том числе, в плане предотвращения именно внутриевропейских конфликтов и предотвращения каких-то очень радикальных действий со стороны ряда самих членов НАТО. Поэтому ценность НАТО для Трампа сохраняется, но акценты, несомненно, меняются», - объяснил специалист.
Как отмечает в свою очередь аналитик, публицист, профессор Григорий Иоффе, трения между Трампом и европейскими членами НАТО во время его первого срока были вызваны исключительно а) нежеланием союзников отчислять 2% своего бюджета на нужды блока и б) усиливавшейся зависимостью Германии от российского газа, контрастирующей с выраженной потребностью Германии в защите от России.
«Ничто не указывает на желание Трампа вывести страну из НАТО. По крайней мере, пока. Едва ли антитрампистская истерика в основных СМИ может служить основанием для гипотез на какую-либо тему и по какому-либо поводу», - считает Иоффе.