Трамп ждёт мира, Азербайджан готов Вашингтон усиливает фокус на Южном Кавказе
Эрик Джейкобс, старший советник Бюро энергоресурсов Госдепартамента США, во время выступления в Баку на энергетическом мероприятии заявил, что президент США Дональд Трамп с нетерпением ждёт подписания долгожданного мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Джейкобс подчеркнул, что мирный договор откроет «новую эру безопасности и процветания» для южно-кавказского региона.
Оптимистичное заявление представителя американского Госдепа прозвучало в тот момент, когда Азербайджан и Армения вплотную подошли к финальной черте. Уместно напомнить недавние слова президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что позиции двух стран в вопросе достижения мира значительно сблизились.
«Наша историческая победа открыла путь к мирным переговорам, и считаю, что сегодня позиции Азербайджана и Армении в достижении мира достаточно сблизились», — заявил глава государства, выступая с заявлениями для прессы при участии президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера 2 апреля в Баку.
О поддержке администрацией США завершения переговоров между Арменией и Азербайджаном и призыве к скорейшему подписанию документа также говорилось в мартовском заявлении госсекретаря США Марко Рубио.
«Настало время взять на себя обязательства по достижению мира, подписать и ратифицировать договор и ознаменовать начало новой эры процветания для народов Южного Кавказа», — подчеркивалось в документе.
Все эти заявления со стороны США ещё раз демонстрируют, что Южный Кавказ находится в зоне повышенного внимания новой администрации в Вашингтоне. На фоне формирования нового миропорядка данный факт повышает стратегическую значимость региона и подтверждает растущий интерес США к Азербайджану.
Приезд в марте этого года в Баку специального посланника президента США Дональда Трампа — Стива Уиткоффа, который состоялся сразу после его ночного визита в Москву, также служит тому подтверждением. Этот визит вызвал серьёзный резонанс в мировых СМИ.
Израильская газета The Jerusalem Post охарактеризовала визит как хорошо скоординированный дипломатический шаг со стороны Вашингтона, Баку и Тель-Авива, что, в свою очередь, свидетельствует о растущей роли Азербайджана в мировой политике.
Что касается позиции США в вопросе скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, можно выделить несколько факторов.
Во-первых, США негласно выказывают поддержку открытию Зангезурского коридора. Ещё в июне 2024 года, в преддверии визита в Баку, тогдашний помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен на слушаниях в Палате представителей Конгресса заявлял о заинтересованности США в скорейшем достижении мира в регионе и открытии торгового маршрута, именуемого «Зангезурским коридором».
О'Брайен тогда отмечал, что достижение мира на Южном Кавказе имеет ключевое значение и для Центральной Азии, поскольку сегодня страны региона экспортируют товары преимущественно через Китай или Россию, тогда как Азербайджан может стать альтернативным маршрутом.
США фактически обозначили свои политико-экономические интересы в Зангезурском коридоре, открытию которого упорно препятствуют власти Еревана.
Заявления Эрика Джейкобса о необходимости скорейшего заключения мирного соглашения между Баку и Ереваном также свидетельствуют о заинтересованности новой администрации Белого дома в продвижении данного проекта.
Во-вторых, несмотря на позитивную динамику в отношениях между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, США объективно заинтересованы в снижении политического и экономического влияния России на Южном Кавказе. При этом маловероятно, что Вашингтон намерен превращать регион в арену прямого противостояния с Москвой.
Тем не менее, активность США вокруг армяно-азербайджанского мирного соглашения ясно указывает на их стремление сыграть ключевую роль в процессе урегулирования на американском переговорном треке, что могло бы усилить имидж США как эффективного медиатора в решении региональных конфликтов.
В марте этого года Стивен Уиткофф в интервью журналисту Такеру Карлсону также обмолвился о стратегии США по урегулированию конфликтов в разных точках мира, явно намекая на желание Вашингтона участвовать в процессе армяно-азербайджанского урегулирования.
Впрочем, учитывая приверженность Азербайджана мирной повестке, было бы логично ожидать от США не только призывов к миру, но и более активного применения инструментов давления на Армению.