Транспортные коридоры и география интересов Тасиц и Агамирзаев на Caliber.Az
После длительного застоя в ирано-азербайджанских отношениях страны переходят к активной фазе экономического и инфраструктурного сотрудничества. Одним из ключевых прорывов может стать согласование проекта международного транспортного коридора Иран–Азербайджан–Грузия, который откроет Ирану выход к Черному морю и рынкам Европы.
Старший советник министра дорог и городского развития Ирана Амин Тараффо заявил, что в экономических отношениях с Азербайджаном после трехлетнего периода застоя наблюдается оживление.
«После серии двусторонних встреч и совместной экономической комиссии в феврале 2025 года был достигнут значительный прогресс в экономических и транспортных связях. Этот процесс ускорился после визита президента Ирана в Баку в апреле 2025 года. Министр дорог и городского развития продолжает развивать все сферы двустороннего сотрудничества, особенно в торговле, энергетике, нефти и газе, банковском деле и транспорте, стремясь к заметному увеличению объема торговли между двумя странами.
Предложение министра о создании транзитного коридора Иран–Азербайджан–Грузия, представленное в ходе обсуждений с президентом Азербайджана, стало еще одним прорывом. Эта инициатива получила мощную поддержку со стороны официальных лиц Азербайджана. Усилия министра соответствуют общему членству Ирана, Азербайджана и Грузии в ТРАСЕКА», — отметил он.
Что даст такой транспортный проект трем государствам в экономическом смысле? Вероятно, это особенно важно для Ирана, ведь для него это означает выход его товаров на Чёрное море и далее в страны Европы.
Своей оценкой этой ситуации поделились с Caliber.Az известные обозреватели.
Российский эксперт по Южному Кавказу Константин Тасиц считает, что открытие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе выгодно всем региональным странам.
«Оно позволяет увеличить объемы региональной торговли и способствует реализации транзитного потенциала, поскольку этот регион удобно расположен географически. По направлению Запад — Восток он соединяет Азию и Европу, а по направлению Север — Юг — северные страны и Россию с Ближним Востоком, Южной Азией и другими государствами Глобального Юга. В разблокировке путей заинтересован и Иран, который получает дополнительные возможности для транспортировки своих товаров на мировые рынки», — заявил Тасиц.
Азербайджанский эксперт в области транспортной логистики Рауф Агамирзаев отметил, что маршрут Иран–Азербайджан–Грузия не раз обсуждался на протяжении последних лет.
«Этот маршрут соединяет Персидский залив с черноморскими портами. Иран заинтересован в том, чтобы найти кратчайший выход к портам Черного моря. Ранее у них были различные мнения по этому поводу. К примеру, некоторое время они обсуждали проект, который проходил бы через территорию Армении. Там и сейчас идут работы, в которых участвуют иранские компании. В Сюнике (Зангезуре) они строят тоннели по одному из вариантов проекта «Север–Юг» (Транш 4) общей протяжённостью 32 километров.
Но также есть и маршрут через территорию Азербайджана, который уже функционирует. И тут Азербайджан может представить иранской стороне ещё ряд предложений. То есть не одну дорогу, а сразу несколько. Это дорога через Астару, дорога через Билясувар и ещё одна трасса на ранее оккупированной территории. С азербайджанской стороны она в принципе уже построена, остаётся достроить к ней участок с иранской стороны — до нашего приграничного Агбенда. Там уже построен мост через пограничную реку Араз», — привёл подробности специалист.
По его словам, после освобождения Карабаха и Восточного Зангезура Азербайджан продолжает строительство автомагистрали Горадиз–Агбенд и железнодорожной магистрали по маршруту Горадиз–Джебраил–Миндживан–Агбенд.
«Уже сейчас у Азербайджана есть возможность осуществлять через свою территорию как автомобильные международные перевозки, так и мультимодальные перевозки. А после строительства железнодорожного сегмента Аразского коридора, после строительства участка Решт–Астара, появится возможность перевозить товары и железными дорогами.
Сегодня Иран может доставлять свои грузы автотранспортом или мультимодально до Астары и до Миндживана, а оттуда можно уже по существующей сети железных дорог Азербайджана транспортировать эти грузы до портов Чёрного моря.
Я думаю, наша инфраструктура привлекательна для Ирана тем, что даёт несколько выходов и входов через границы, что минимизирует риски и позволяет осуществлять устойчивые перевозки через территорию Азербайджана.
На всём Южном Кавказе именно инфраструктура Азербайджана находится в наиболее готовом положении, чтобы принимать и перенаправлять любые грузы с разных сторон.
Сейчас достраиваются некоторые участки и ведутся работы по диверсификации маршрутов, чтобы не зависеть только от одного направления.
Думаю, что все работы на строящихся участках будут полностью завершены в течение ближайших двух лет», — резюмировал Агамирзаев.