Турция и Россия могут найти общий язык, США это не нравится – ИНТЕРВЬЮ
Ситуация в Афганистане продолжает оставаться напряженной, при этом афганские военные начали контрнаступление, возвращая занятые ранее движением «Талибан» уезды. Кстати, крупные города талибам так и не удалось захватить. Известно, что после решения США и стран коалиции покинуть Афганистан там может остаться только турецкий контингент, который будет обеспечивать безопасность аэропорта Кабула.
При этом талибы в лице официального представителя движения «Талибан» Забиуллы Муджахида заявили, что Анкара «пытается удержать турецкие силы в Афганистане». По его словам, присутствие турецкого контингента вызвано просьбой американцев. В свою очередь, Минобороны Турции заявило, что вооруженные силы Турции не будут участвовать в военной миссиии прибегнут к силе лишь в целях самообороны.
В беседе с Caliber.Az проживающая в Турции политолог Рамия Мамедова отметила, что «Соединенные Штаты, и это мое личное мнение, просто подставили Турцию. США при президенте Джо Байдене сейчас направляют свою активность в сторону Китая и России. А турецкий контингент остался в Афганистане, в итоге стравливаются мусульманские народы. При этом талибы уверены в том, что смогут успешно управлять в своей стране. И обратите внимание – Америка же вообще ничего не добилась в Афганистане. Войска ввели, но все осталось, как и раньше. Теперь американские войска выводят, а турки остаются».
- Александр Князев, один из самых известных на постсоветском пространстве востоковедов, высказал на днях мысль о том, что раз Турция остается в Кабуле, то почему бы странам, входящим в Совет сотрудничества тюркоязычных государств, (Тюркский совет) не вмешаться в ситуацию в Афганистане?
- А разве сейчас есть военный тюркский альянс? О чем он говорит? Тюркский совет – не военно-политическое образование. А есть и российский фактор – ОДКБ, куда входят и Казахстан, и Кыргызстан. Так что это просто невозможно. Такие намеки – это попытка показать Москве некую угрозу, исходящую из Турции и от Тюркского совета.
Ну, а Америка в тех странах, где присутствовала в военном плане – забирала нужные ей ресурсы. Сейчас Афганистан стал не так ей интересен, это очевидно.
- Но означает ли это то, что Турция втягивается в новую войну, оставаясь в Кабуле?
- Да, этот момент есть, если не будет договоренности с «Талибаном», а это большой вопрос – получится ли достичь соглашения? Надо учитывать, что Турция не идет на компромиссы, которые противоречат ее национальным интересам и гордости. Турецкая Республика в полной мере осознает, что является мощной военной державой. Либо «Талибан» договорится с Турцией, как ранее талибы договорились с США, либо «Талибан» должен забыть о своих амбициях.
Талибы, и это понятно, не хотят воевать с мусульманской Турцией. Но считают, что если в Афганистане есть турецкий контингент, то значит, там осталась и Америка.
- При этом Турция продолжает вести независимую политику. Идут переговоры о закупке второй партии российских систем С-400, что очень не нравится Вашингтону.
- Смотрите: Турция и Россия могут найти общий язык и в Ливии, и в Сирии, да и по Карабаху. Соединенным Штатам это очень не нравится. Но тут играет фактор двух харизматичных лидеров – Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина. Они оба идут против политики Запада, они не будут делать того, к чему их принуждает Запад.
Конечно, второй контракт на покупку Турцией российских С-400 не остался без внимания в Вашингтоне, где очень хотят избежать сближения Турции и России. Но это невозможно. Отношения, как я уже сказала, складываются даже не на уровне двух стран, а на уровне двух лидеров. И этому способствует Азербайджан, который является балансом между Турцией и Россией. Ильхам Алиев, Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин не просто хотят идти вместе, а развиваться совместно. И не случайно, что все чаще звучит информация о евразийской модели развития.
Наир Алиев