Убегающий Ереван, осажденный Белград и Москва в клубке альтернатив «События» с Мурадом Абиевым
Редакция Caliber.Аz предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События» с Мурадом Абиевым, в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
АЗЕРБАЙДЖАН – АРМЕНИЯ
Мирный процесс между Азербайджаном и Арменией определенно стал поперек горла определенным силам на Западе, которые на словах поддерживают усилия сторон, а на деле делают всё для того, чтобы не допустить мира на Южном Кавказе, заставляя Ереван следовать в этом русле. Премьер Пашинян на уходящей неделе заявил, что хочет создать ситуацию, при которой война будет невозможна. При этом Ереван пошел на шаг, максимально превращающий Армению в полигон для конфликтов. Секретарь Совета безопасности Армен Григорян анонсировал на 5 апреля встречу в Брюсселе между Урсулой фон дер Ляйен, Энтони Блинкеном и Николом Пашиняном. Также, по неофициальным данным, сообщается о возможности участия в совещании и генсека НАТО Йенса Столтенберга. Ожидается, что стороны примут пакт о предоставлении странами Запада гарантий безопасности Армении.
Анонсу этой встречи предшествовал доклад так называемой «Сети друзей Армении», возглавляемой сидящим на армянских дотациях бывшим генсеком НАТО Расмуссеном. Этот доклад считается программой предстоящей встречи в Брюсселе. В нем предлагается предоставить Армении статус кандидата в члены ЕС, выделить ей военную помощь со стороны ЕС, организовать совместные тренинги и военные учения для укрепления безопасности страны, предложить Армении стать членом Европейского энергетического сообщества и начать диалог по либерализации визового режима. Одним словом, Армения авансом назначается Украиной 2.0, в лучшем случае, а в худшем — южнокавказской Сирией.
МИД Азербайджана в жесткой форме отреагировал на действия ЕС и США, заявив, что они носят односторонний и предвзятый характер и основываются на двойных стандартах. Внешнеполитическое ведомство нашей страны подчеркнуло, что открытое проармянское выступление Вашингтона и Брюсселя может создать в Армении опасную иллюзию того, что ЕС и США собираются поддержать Армению в ее возможных новых провокациях против Азербайджана. «В таком случае ЕС и США разделят ответственность за любые возможные дестабилизирующие действия Армении», — подытожил официальный представитель МИД Айхан Гаджизаде.
Реакция Москвы также не заставила себя долго ждать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что, цитирую, «подобные мероприятия вызывают беспокойство в России, потому что представители США и ЕС прямо говорят нашим партнерам, что их основная направленность — исключительно против России». И добавила: «Армению на глазах всего мира превращают в инструмент реализации опасных планов коллективного Запада, которые полностью расходятся с коренными интересами армянского народа». А затем уже и министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с заявлением о том, что армянское руководство под надуманными предлогами сознательно ведет дело к обрушению отношений с Российской Федерацией. Он также заметил, что миссию ЕС в Армении превращают в миссию НАТО и даже отметил, что российско-армянские отношения не внушают оптимизма.
Это весьма грозное заявление. Когда дипломаты говорят о том, что дело не продвигается, то используют следующий эвфемизм — ситуация внушает осторожный оптимизм. Нетрудно тогда представить себе, что на дипломатическом языке означают слова о том, что нечто не внушает оптимизма. Да, кажется, в России осознают, что затянули с терпимостью по отношению к недружественному поведению Армении. Несмотря на все колкости в адрес Армении и ее лидеров, до сих пор не было предпринято никаких действенных шагов, чтобы осадить Ереван в его бурном романе с Западом. До сих пор не введены экономические санкции, а 102-я база пока еще не расчехлила пушки. Готова ли Россия потерять Армению, мы узнаем довольно скоро. Тем более что на территории Армении есть представители действующих под прикрытием российских ЧВК. Впрочем, если бы Россия действовала своевременно, то до совещания в Брюсселе не дошло. Хотя, с другой стороны, у Москвы именно после 5 апреля появится то, что мы условно можем назвать casus belli, формальным поводом для проведения операции «Армянский вытрезвитель».
И тут интересно, как поведет себя еще одна региональная страна, чьи интересы эта встреча в Брюсселе и ее итоги затрагивают напрямую. Речь идет об Иране, который, как мы помним, не раз выступал против того, чтобы на Южном Кавказе появились внерегиональные силы, а тем более США и ЕС.
На фоне предвзятого отношения ЕС и США к Азербайджану Баку продолжает демонстрировать интерес к развитию отношений с Китаем. В интервью китайским телеканалам помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, в числе прочего, заявил, что развитие отношений с Китаем является одним из главных приоритетов Азербайджана и что Баку рассматривает Китай как хорошего друга и партнера.
УКРАИНА – РОССИЯ
Российская армия совершает медленный прорыв по всей линии фронта, одновременно не прекращая удары ракетами и дронами по энергетической и военной инфраструктуре Украины. В числе прочего ВС России поразили тепловые и гидроэлектростанции в центральном и западном регионах Украины, а также два комплекса «Пэтриот» в Киеве и место сбора офицеров ВСУ. Украинцы в свою очередь обстреляли военные объекты в Севастополе. Сообщается об уничтожении узла связи российского флота, а также двух десантных кораблей.
Между тем запаздывание военной помощи Киеву сопровождается на Западе целым шквалом заявлений о том, что у Украины нет шансов победить. А президент Украины Зеленский в интервью американскому каналу CBS News заявил, что без западной помощи страна не сможет не только переломить ход войны, но и удерживать фронт.
На этом фоне тем более важным становится наблюдать за тем, что происходит вокруг недавнего теракта в Москве. Ответственность за теракт в «Крокус Сити Холле» взяло на себя ответвление ИГИЛ «Вилаят Хорасан». 25 марта Путин на совещании по мерам, принимаемым после теракта, поделился своим сомнением в том, что за ИГИЛ не стоят другие силы. «Нас интересует, кто заказчик», — сказал Путин, добавив при этом, что этот акт устрашения, по его мнению, был выгоден тем, кто, цитирую, «воюет с нами с 2014 года». На следующий день секретарь Совета безопасности Николай Патрушев прямо обвинил Украину в причастности к теракту в Москве, а директор ФСБ Александр Бортников объявил руководителя Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Кирилла Буданова и руководство украинских спецслужб легитимной целью. А 28 марта Следственный комитет России заявил, что имеются доказательства подготовки финансовой поддержки теракта со стороны организаторов на Украине.
Примечательно, что пока Москва напрямую не обвинила в теракте киевские власти. Более того, 28 марта Путин заявил, что Россия не собирается нападать на страны НАТО. И в качестве аргумента привел десятикратную разницу в оборонных бюджетах США и России. Такое впечатление, что Москва пытается балансировать на грани двух возможностей. С одной стороны, ей выгодно сближение с Западом на фоне ужасного теракта и объединения с так называемым общим врагом цивилизованного человечества — религиозным терроризмом. С другой стороны, взваливать всю вину на исламистов и мириться с Западом тоже невыгодно на фоне соблазна провести успешное наступление в Украине. Москва попытается сохранить для себя обе преференции, однако не исключено, что исламистский фактор будет все сильнее навязываться мировой повестке, в том числе и через новые теракты в разных точках планеты.
СЕРБИЯ
Между тем особое напряжение происходит в эти дни и в другой части Европы — на Балканах. Президент Сербии Александр Вучич предупредил граждан, что страну ожидают тяжелые дни, а полученные за последние несколько дней новости «напрямую угрожают жизненно важным национальным интересам и Сербии».
Скорее всего, Вучич имел в виду планируемое на 27 апреля и инициированное Германией заседание в Генеральной Ассамблее ООН, на котором Сербию обвинят в геноциде над боснийскими мусульманами в Сребренице в 1995 году. Также болезненным для Белграда стало то, что политический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы 27 марта одобрил прием частично признанного Косова в Совет Европы. Следующим шагом станет обсуждение о приеме Косова на пленарном заседании организации. Окончательное решение примет комитет министров СЕ.
Сербские власти связывают возрастающее давление на Сербию с ее отказом поддержать антироссийские санкции. И вопрос о геноциде действительно вызывает удивление и выдает политический заказ. Ведь Международный трибунал еще в 2007 году признал произошедшее в Сребренице геноцидом, и зачем же сейчас понадобилось поднимать этот вопрос снова на уровне генассамблеи ООН?
Похоже, на Западе очень опасаются намечающегося на континенте альянса антиглобалистской коалиции в лице Венгрии, Словакии и Сербии и торопятся успеть нанести как можно более болезненные удары по ней до возможного возвращения в Белый дом Дональда Трампа. Эта политика также связана с ожиданием крупных успехов России на украинском фронте, что должно привести к росту международного авторитета Москвы и неминуемо усилит антиевропейские настроения в традиционно пророссийской Сербии.
С этим же, скорее всего, связаны и прочие маневры глобалистов — от стремления навязать России удобные им условия по прекращению огня на Украине и до заключения военного пакта с Арменией. Всё нужно успеть сделать до прихода Трампа, потому что тот просто перевернет привычный для глобалистов игральный стол вверх ногами.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Тель-Авив продолжил операцию в больнице «Аш-Шифа» в городе Газа на севере сектора, а также начал очередную операцию в Хан-Юнисе.
На уходящей неделе также сообщалось о том, что Тель-Авив согласился с предложением Вашингтона освободить около 700 палестинских заключенных в обмен на освобождение 40 израильских заложников со стороны ХАМАС. Впрочем, сделка пока не воплотилась в жизнь.
Тем временем отношения США и Израиля все больше напоминают поведение супругов, которые друг другу поднадоели, но при этом не могут расстаться, потому как жаль делить детей и имущество, да и чувства какие-то остались. США не наложили вето на решение Совета Безопасности ООН, призывающее к прекращению огня в Газе на период месяца Рамадан и освобождению всех заложников. Тель-Авив был возмущен этим противоречивым актом и отозвал визит высокопоставленной делегации в Вашингтон. Вместе с тем это не помешало министру обороны Йоаву Галанту все-таки посетить американскую столицу, чтобы обсудить детали планируемой операции в Рафахе, и это при том, что Вашингтон продолжает предостерегать Тель-Авив от проведения штурма.
Вместе с тем в актив ХАМАС уже можно записать тот факт, что Израиль фактически отказался от проведения штурма Рафаха в течение месяца Рамадан, предоставив таким образом временную фору тем батальонам ХАМАС, которые находятся в тоннелях города. Однако очевидно, что операция в Рафахе все-таки будет предпринята сразу после окончания священного месяца.